Содержание

Налоговая политика в рыночной экономике  и её правовые аспекты
§1. Понятие налогов, налоговой политики. Цели и принципы налоговой политики
§2. Налоговая политика в России
Заключение



§1. Понятие налогов, налоговой политики. Цели и принципы налоговой политики.
Для достижения своих задач и выполнения функции государство нуждается в денежных средствах. Совокупность денежных ресурсов, мобилизуемых для государственных нужд - государственные финансы. Основным источником государственного бюджета является налог.
Налог - это часть денежных доходов физических и юридических лиц, отчуждаемая и присваиваемая государством.
Налоговая  политика  представляет  собой  комплекс  мер  в    области налогового  регулирования,   направленных  на  установление   оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных  в  данный момент макроэкономических задач.
           Налоговая политика как специфическая область человеческой деятельности относится  к  категории  надстройки.  Между нею и экономическим базисом общества существует тесная  взаимосвязь. С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями    и общество не свободно в выработке и проведении  политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика,  как составная часть финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью:  у нее специфические законы и  логика развития.  В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику,  состояние финансов.  Это влияние может быть различно:  в  одних случаях посредством проведения политических мероприятий  создаются  благоприятные   условия   для  развития экономики, в других - оно тормозится.
           Научный подход к выработке  налоговой  политике  предполагает  ее соответствие   закономерностям  общественного  развития,  постоянный  учет выводов   финансовой   теории.   Нарушение   этого   важнейшего   требования  приводит  к  большим потерям в народном хозяйстве.
           Вся история нашего государства подтверждает это. Формирование налоговой политики и создание налоговой системы происходит одновременно с развитием параллельных блоков реформы - изменениями в системе собственности,  ценообразования,  реформированием банковской сферы,  денежно-кредитной политики и т.п.   Поэтому  в  любой  конкретный  временной  промежуток каждый следующий шаг на пути  создания  системы  налогообложения  во  многом определяется принятием конкретных  решений  по другим направлениям реформы.
           На  выбор  конкретного  варианта  решения  в  области   налоговой политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства;  уровень  инфляции;  кредитно-денежная  политика  государства;  соответствие   между   сферой производства,    находящейся    под    государственным    контролем, и приватизированным сектором.
           Разрабатывая налоговую  политику,  видимо,  полезно  обратиться  к опыту стран с развитой рыночной экономикой.  В теории и  практике  налогового  регулирования  развитых стран Запада  налоговая политика в послевоенные годы строилась в соответствии с кейнсианской  концепцией функциональных  финансов. Согласно  этой концепции величина расходов и норма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного общественного спроса,  который должен удерживаться на уровне, обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и  капитала при сохранении стабильности цен (при этом бюджетное равновесие приносится в жертву равновесию экономическому).  Начиная же с 80-х годов, в связи со снижением доли  государственного  сектора  в экономике развитых стран  и   уменьшением   экономической  роли  государства (сокращением  его  прямого  вмешательства  в  экономику  в  основном   через снижение   государственных   расходов)  налоговая    политика    наряду    с выполнением     регулирующих    функций    стала    средством    обеспечения бездефицитности  бюджета.  В  условиях   развитой    экономики    эта   цель достигается посредством не усиления  налогового  бремени,   ложащегося  на производителей   и  физических   лиц,   а  расширения  налоговой  базы  и сокращения   государственных   расходов   на   фоне   широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов.

1 2
informsky.ru