САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Реферат
Дисциплина: История Государства и Права Зарубежных Стран.
тема: Основной закон ФРГ 1949 г. условия и порядок принятия, структура и характерные черты.


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I.    УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ
Разработка Основного закона.
Бундесрат и Бундестаг
II.    СТРУКТУРА И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
Основные черты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

                                                  ВВЕДЕНИЕ
История государства и права зарубежных стран является одной из фундаментальных дисциплин в рамках общеюридической подготовки. Является аксиомой тот факт, что развитие государства и права предопределено воздействием многих факторов, каждый из которых способен в определенных обстоятельствах сыграть решающую роль. Нередко подобное решающее воздействие на него оказывают события внутриполитической и международной жизни, социальные потрясения, идеология и мораль.
В сферах негосударственной жизни (местное самоуправление, общественные объединения, брак, семья, собственность и другие). С отраслевыми юридическими науками, такими, как конституционное, гражданское, уголовное право, связь выражается в том, что история государства и права зарубежных стран прослеживает исторические судьбы изучаемых ими институтов, историческую практику использования этих институтов.
Знание истории государства и права зарубежных стран открывает широкие возможности для сравнительного правоведения.
История государства и права зарубежных стран занимает важное место в системе правовых дисциплин. Совместно с теорией государства и права, историей отечественного государства и права, историей политических и правовых учений она создает теоретический фундамент подготовки юристов высшей квалификации.
Непосредственное место в истории государства и права зарубежных стран, занимает история ФРГ. А именно Основной закон 1949 г.
Пять бывших земель восточной части Германии, восстановленные в 1990 г., стали землями (субъектами федерации) ФРГ на основе ст. 20 Основного закона ФРГ 1949 г., хотя до акта вступления ГДР в ФРГ, еще 31 августа 1990 г., был заключен договор об объединении ФРГ и ГДР. В связи с воссоединением Германии Основной закон 1949 г. подвергся изменениям, но продолжает действовать (теперь на территории всей Германии).

I. Условия и порядок принятия.
Подготовка и принятие конституции. К 1945 г. странам антигитлеровской коалиции удалось ликвидировать фашизм, Германия была оккупирована, деятельность национал-социалистической партии и ассоциированных с ней организаций (в частности, "Гитлерюгенда") была запрещена. В декабре 1946 г. было создано сепаратное управление сначала двумя западными зонами (американской и английской), а затем и всеми тремя (включая французскую). Следствием этого стало разделение Германии и возникновение двух германских государств: Федеративной Республики Германии (на западе, в американской, британской и французской оккупационных зонах) и Германской Демократической Республики (на востоке, в советской оккупационной зоне). Аналогично был разделен и Берлин.
Основной закон был разработан комиссией немецких правоведов, которые действовали по указаниям премьер-министров западногерманских земель, избранных ландтагами (представительными органами земель), но подчинявшихся также губернаторам трех оккупационных зон, находившихся под управлением Великобритании, США и Франции. Проект конституции был обсужден и принят Парламентским советом, в состав которого входили 65 депутатов, избранных ландтагами земель, а также 5 представителей от Берлина (последние не имели права решающего голоса). Губернаторы были назначены державами-победительницами после разгрома гитлеровской Германии. В Парламентском совете были представители всех существовавших тогда в Германии политических партий.
Конституция разрабатывалась и принималась в обстановке демократического подъема, при значительном влиянии трех западных держав-победительниц, с которыми согласовывались многие положения проекта и которые, по существу, утверждали их. После принятия Парламентским советом конституция была ратифицирована ландтагами западногерманских земель, кроме Баварии (Свободного баварского государства), но вступила в силу и для нее. Конституция была одобрена оккупационными западными державами (оккупационный статус сохранялся до 1952 г.).
Основную власть сосредоточило в своих руках правительство, возглавляемое федеральным канцлером. На практике именно федеральный канцлер, а не президент определяет основные направления внутренней и внешней политики Германии, представляет страну в международных отношениях. Правительство в своей деятельности ответственно перед федеральным парламентом (прежде всего перед назначающим федерального канцлера бундестагом). Но необходимо заметить, что конституции в ФРГ как токовой нет. Существует так называемый Основной закон, который обладает высшей юридической силой.
Положение о социальном государстве развивается в нормах о том, что собственность обязывает, что пользование ею должно служить общему благу, что земля, ее недра, природные богатства, средства производства могут быть обобществлены в различных формах, но только законом. При этом законом, а не судом, как во многих других странах, устанавливается размер и вид возможной компенсации. Положению о социальном государстве соответствуют закрепляемые в конституции социально-экономические и культурные права личности. В Германии существует развитая сеть социальной поддержки населения со стороны государства.
Основной закон провозглашает общепризнанные нормы международного права составной частью национального права. Едва ли не первый из ныне действующих конституций, Основной закон провозгласил ФРГ правовым государством.
По порядку изменения Основной закон следует отнести к жестким. Данное свойство определяется механизмом внесения поправок и дополнений, в котором нужно разобраться.
При рассмотрении вопроса о германской федерации важно выделить и охарактеризовать ее основные черты. Федерация построена по территориальному принципу, состоит из 16 земель, является несимметричной. Последнее свойство определяется разными уровнем развития, площадью территории, количеством населения,  представительством в Бундесрате.
          Нижняя палата, бундестаг, избирается на четыре года по системе, сочетающей в себе элементы пропорционального мажоритарного голосования: половина депутатов избирается на основе мажоритарного голосования (достаточно относительного большинства, как в Англии), половина - на основе партийных списков - по принципу пропорционального голосования. Партия, собравшая менее 5 % голосов, лишается всякого представительства. Цель этой меры - воспрепятствовать любо парламентской оппозиции и ранее всего к недопущению в бундестаг коммунистов.
Главой государства конституция объявляет президента, избираемого на 5 лет особым собранием; состоящим из депутатов бундестага и уполномоченных земель, делегированных ландтагами земель на началах пропорциональности. Президент предлагает на утверждение бундестага кандидатуру главы правительства (канцлера), что впрочем, вопрос предрешенный, гак как им становится глава партии, победившей на вы боргах. Действительная власть сосредотачивается в правительстве ФРГ и особенно в руках его председателя-канцлера. Правительство это контролирует законодательство, осуществляет всю полноту исполнительной власти, полномочно вмешивается в дела земель и в известных случаях вправе подчинять себе полицейские силы одной (или нескольких) земель.

II. Структура и характерные черты.
Основные черты конституции. Конституция Германии отвергает прежние фашистские порядки и исходит из принципов общечеловеческих ценностей: демократии, разделения властей, равенства, справедливости и др. Она ввела федеративное устройство государства и запретила его изменять.





1 2 3
informsky.ru