Федеративная Республика Германия определяется конституцией как демократическое, социальное и правовое государство. Гарантией демократического государства являются положения о том, что вся власть исходит от народа, который осуществляет ее путем выборов и разного рода голосований (т.е. непосредственно), а также через специальные органы - законодательные, исполнительные и судебные. Путем перечисления этих органов в конституции ФРГ дана достаточно широкая трактовка способов осуществления власти народа, более широкая, чем во многих других конституциях. Важнейшей гарантией демократии является специальное положение о том, что все граждане имеют право оказывать сопротивление каждому, кто пытается ликвидировать свободный демократический конституционный строй, если для пресечения этого не могут быть использованы другие средства. Такими гарантиями являются, далее, предусматриваемая конституцией многопартийная система, различные способы защиты конституционных прав и свобод граждан и т.д.
Изменение и дополнение конституции может быть осуществлено только специальным конституционным законом, который принимается 2/3 голосов в каждой палате парламента (Бундестаге и Бундесрате).
За время действия конституции 1949 г. было принято около четырех десятков законов, изменяющих и дополняющих ее, но по существу принципиальным изменениям конституция не подвергалась, хотя некоторые изменения назывались конституционной реформой (1994 г.).
В Парламентском совете были представители всех существовавших тогда в Германии политических партий.
Основным законодательным органом ФРГ является нижняя палата парламента - бундестаг, избираемый на четыре года. Активным и пассивным избирательным правом обладают все граждане Германии, достигшие 18-летнего возраста. Половина депутатов избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина - по партийным спискам (пропорциональное представительство). Интересы земель представлены в бундесрате.
Существенная роль в государственном механизме отводится Федеральному конституционному суду. Следует знать порядок его формирования, структуру, компетенцию, правовую основу деятельности.
Конституционный контроль. В ФРГ существует специальный орган конституционного контроля - Федеральный конституционный суд, который в отличие от Франции осуществляет как предварительный, так и последующий контроль (во Франции последний возможен только в случае нарушения конституционных прав граждан и сопряжен с дополнительными условиями).
Федеральный конституционный суд состоит из двух палат (сенатов) по 8 судей в каждой, в общей сложности - из 16 судей. Половина из них избирается Бундестагом (нижней палатой парламента), половина - Бундесратом (верхней палатой). Кандидат на должность судьи должен получить 2/3 голосов. Для кандидатов установлены довольно жесткие условия: трое судей в каждом сенате должны быть избраны из состава судей пяти высших судов страны (в ФРГ нет единого верховного суда), пять других членов должны иметь возраст не менее 40 лет и соответствующий диплом о юридическом образовании. После избрания судьи назначаются на должность декретом Президента республики. Срок их полномочий - 12 лет, повторное избрание не допускается.
В землях (субъектах федерации) действуют конституционные суды земель (в землях есть свои конституции). Конституционные суды земель вправе контролировать соответствие актов земель как федеральной, так и местной конституции. Во многих землях их конституционные суды действуют на временной основе: для решения дела собираются указанные в конституции земли (или ее законе) судьи других высших судов (обычно три судьи) и 5-6 ученых-правоведов.
Необходимо обратить внимание на свойства Основного закона, выделяющие его из послевоенных конституций. К ним следует отнести: пацифизм; закрепление широкого перечня гражданских и политических прав; включение норм, определяющих правовой статус политических партий и иных общественных союзов.
Для устранения различий в уровне экономического развития Основным законом предусмотрена помощь за счет федерации и более развитых земель. Основной закон допускает применение в отношении земли федерального принуждения в случае невыполнения обязательств, предусмотренных законом. Разграничение предметов ведения осуществляется за счет определения  исключительной компетенции федерации и конкурирующей компетенции. Земли пользуются правами на основе остаточной компетенции. Такой способ позволил в последнее время усилить позиции центральной власти.
Рассматривая вопрос о парламенте, следует обратить внимание, что по смыслу Основного закона Бундестаг и Бундесрат представляют отдельные органы. Однако это не должно вводить в заблуждение. По своему функциональному значению Бундестаг и Бундесрат представляют собой палаты парламента, между которыми распределены полномочия в законодательной сфере и по принятию решений по другим вопросам. Нужно определить особенность формирования Бундесрата. В законодательной  процедуре следует выделить возможность делегированного законодательства, а также особую процедуру принятия законов в состоянии так называемой законодательной необходимости. Контрольные полномочия Бундестага в отношении правительства характерны конструктивным вотумом недоверия. Конструктивный вотум недоверия ограничивает воздействие парламента на правительство и обеспечивает последнему большую устойчивость. По предложению федерального канцлера Бундестаг может быть распущен.
Федеральный президент избирается своеобразным образом. Для этого создается Федеральное собрание, состоящее из членов Бундестага и равного им количества членов, избираемых представительными органами земель. Следует знать требования к кандидату на пост президента, полномочия главы государства, порядок его смещения. Важнейшие решения президента требуют контрассигнации канцлером или соответствующим министром.
Ключевой фигурой в государственном механизме страны является федеральный канцлер, возглавляющий Федеральное правительство. Он избирается по предложению президента Бундестагом. В случае, если Бундестаг не изберет президентом предложенного кандидата, имеются и дополнительные способы, на которые следует обратить внимание.
Федеральные министры назначаются и смещаются федеральным президентом по предложению федерального канцлера. Именно федеральный канцлер определяет основные направления политики и несет ответственность перед парламентом за ее реализацию. Федеральное правительство уходит в отставку при выражении вотума недоверия федеральному канцлеру. Полномочия главы федерального правительства усиливаются за счет делегированного законодательства и возможностью использования упрощенной процедуры принятия правительственных законопроектов в обход Бундестага.
Достаточно сложна система муниципального управления, которая имеет несколько звеньев. На нижнем уровне действует система самоуправления, на верхнем - управление осуществляет назначаемое правительством должностное лицо. В пределах страны в разных землях используются отличные модели муниципального управления.
Особенностью судебной системы ФРГ является существование пяти судебных ветвей, которые возглавляют: Федеральная судебная палата, Федеральный финансовый суд, Федеральный суд по трудовым делам и Федеральный суд по социальным делам. Эти судебные органы независимы друг от друга. В случае возникновения между ними разногласий, созывается Сенат, включающий представителей пяти высших инстанций. Сенат разрешает противоречия. Звеньями системы судов общей юрисдикции являются: участковые суды, высшие земельные суды, Федеральная судебная палата.

Заключение
В заключении необходимо подчеркнуть, что Основной закон был разработан комиссией немецких правоведов, которые действовали по указаниям премьер - министров западногерманских земель, ландтагами.
Основной закон, провозглашая принцип равноправия, он содержит положения касающиеся трех основных форм непосредственной демократии.
В ФРГ есть два органа, участвующих в законодательстве: Бундестаг и Бундесрат (Союзный съезд и Союзный совет). В этом процессе участвует и Президент республики, который подписывает законы и вправе возвратить их на вторичное рассмотрение (по данным, имеющимся в нашем распоряжении, всего таких случаев было около пяти, и только по техническим причинам). Многие немецкие авторы считают, что парламент в ФРГ однопалатный, им является Бундестаг, а Бундесрат в соответствии с особым способом его формирования (назначение правительствами земель) - это орган представительства исполнительной власти земель, с помощью которого земли участвуют в законодательстве. Некоторые немецкие и российские юристы полагают, однако, что Бундесрат является второй палатой парламента, хотя она и не имеет равного статуса с Бундестагом.
Основной закон ФРГ принятый 1949 г. носил временный характер.
В связи с воссоединением Германии Основной закон 1949 г. подвергся изменениям, но продолжает действовать (теперь на территории всей Германии).




1 2 3
informsky.ru