informsky.ru
Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц

Содержание:

Введение
1. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
2. Возбуждение уголовного дела и привлечение к уголовной ответственности
3. Применение мер процессуального принуждения и специфика последующего разбирательства
Заключение
Список использованных источников

Введение

В целях создания эффективной системы гарантий дея¬тельности некоторых категорий выборных и должностных лиц законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, а так же некоторых других категорий лиц,  в Уголовно-процессуальном кодексе и других федеральных законах предусмотрены специальные правила производства по уголовным делам в отношении них. Эти правила призваны обеспечить дополнительные меры защиты от возможного использования репрессивных методов для воспрепятствования законной деятельности названных лиц, расправы над ними за их принципиальную политическую или профессиональную деятельность. Это указывает на актуальность рассматриваемого вопроса. Помимо этого следует подчеркнуть особое внимание законодателя данному вопросу – можно проследить устойчивую тенденцию дополнений и изменений в рамках вопроса производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.  Таким образом, следует отметить тот факт, что лица, о которых пойдет речь в данной работе, обладают процессуальным иммунитетом.
Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц установлены в главе 52 Уголовно-процессуального кодекса и касаются, прежде всего, порядка возбуждения уголовного дела, задержания, заключения под стражу, производства обыска и рассмотрения дела в суде, что и будет объектом рассмотрения данной работы.

1.    Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам

Все субъекты уголовного процесса, имеющие одинаковый процессуальный статус, наделены равными процессуальными правами и обязанностями. Однако для определенного ограниченного круга субъектов, закрытый перечень которых содержит ч. 1 ст. 447 УПК РФ, гл. 52 УПК РФ , предусмотрена усложненная процедура привлечения к уголовной ответственности и применения других видов процессуального принуждения.
Особенности уголовного судопроизводства, определяемые гл. 52 УПК РФ, обусловлены статусом привлекаемых к ответственности субъектов, необходимостью предоставления гарантии независимости при осуществлении определенных видов профессиональной деятельности (в УПК РФ имеются другие виды особого порядка разбирательства, но обусловлены они иными основаниями — в гл. 50 специфика обусловлена возрастом обвиняемого, а в ч. 3 ст. 1 УПК РФ предусмотрена специфика применения норм международного права).
В частности, особый порядок производства по уголовным делам, согласно статье 447 УПК РФ применяется в отношении следующих категорий лиц :
1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления ;
2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия ;
3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации ;
4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации ;
5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации ;
6) прокурора ;
7) следователя ;
8) Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;
9) руководителя следственного органа ;
10) адвоката;
11) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса ;
10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации .
Процессуальным иммунитетом обладают и некоторые другие категории лиц, не перечисленные в уголовно-процессуальном законе. К ним относятся, в частности, действующий Президент Российской Федерации  и кандидат в Президенты Российской Федерации , 
Положения гл. 52 УПК РФ затрагивают процедуру возбуждения уголовного дела (ст. 448 УПК РФ), уголовно-процессуального задержания (ст. 449 УПК РФ), избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий (ст. 450 УПК РФ), а также направления уголовного дела в суд (ст. 451, 452 УПК РФ).

2.    Возбуждение уголовного дела и привлечение к уголовной ответственности

Усложнение процедуры возбуждения уголовного дела в отноше¬нии определенных ст. 447 УПК РФ лиц обусловлено реалиями нашей жизни. К сожалению, все чаще наблюдаются попытки в корыстных, политических и даже криминальных целях использовать возможности правоохранительных органов. Глава 52 УПК РФ призвана в определенной мере нейтрализовать подобное негативное воздействие, а потому она не освобождает виновных от ответственности, а лишь предъявляет дополнительные требования к обвинителям. «Такой порядок установлен в целях обеспечения беспрепятственного исполнения указанными лицами своих профессиональных либо иных обязанностей, их независимости и самостоятельности, исключения попыток необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Повышенные гарантии неприкосновенности этих лиц обусловлены их особым правовым статусом и являются важным условием защиты публичных интересов, связанных с характером выполняемых ими профессиональных функций» .
Отличная от общего порядка регламентируемая в ст. 448 УПК РФ процедура возбуждения уголовного дела в отношении лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, а равно процедура привлечения их к уголовной ответственности применяется:
•    при возбуждении уголовного дела в отношении перечисленных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ субъектов;
•    в случае привлечения кого-либо из них в качестве обвиняемого по делу, возбужденному в отношении другого лица (не обязательно из числа упомянутых субъектов);
•    в случае привлечения в качестве обвиняемого по делу, возбужденному по факту совершения деяния с признаками преступления (т.е. без конкретизации в постановлении о возбуждении дела личности подозреваемого).
Такое процессуальное решение, в отличие от общих правил, согласно ст. 448 УПК РФ, принимают только специальные субъекты (названы в ст. 448 УПК РФ). Причем в ряде случаев им требуется предварительно согласовывать свое решение с другими, также перечисленными в гл. 52 УПК РФ субъектами.
Так, согласно ст. 448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 УПК РФ, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается :
1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, о наличии в действиях члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы признаков преступления и с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы;
1 2 3