Ответственность в договоре железнодорожной перевозки груза.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Общие положения о Договоре железнодорожной перевозке груза
1.1    Новеллы  Устава железнодорожного транспорта
1.2    Понятие  договора железнодорожной перевозки груза.
1.3    Элементы обязательства грузовой перевозки.
Глава 2.   Ответственность в Договоре перевозки груза.
2.1    Условия ответственности.
2.2    Виды имущественной ответственности.
2.3   Претензии и иски.
Заключение.
Список литературы.

Введение.

Транспорт является связующим звеном экономики страны, составляющим единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена.
Железные дороги, связывая экономические районы и отрасли производства между собой, имеют важнейшее значение для жизни всего государства. Отношения, возникающие между перевозчиками, грузоотправителями и грузополучателями при железнодорожных перевозках, в основном являются гражданско-правовыми отношениями. Работа железных дорог настолько многообразна, что это вызывает необходимость в регулировании возникающих взаимоотношений сторон специальными нормами права.
Нормативного материала в области железнодорожных перевозок накопилось довольно много и рядовому гражданину-потребителю довольно трудно разобраться в нём, многие из нас не знают элементарных прав и обязанностей, не смотря на это поезд остается самым популярным видом транспортировки грузов.
Многие гражданско-правовые договоры вызывают споры об их юридической природе, субъектном составе и т.д. Договор перевозки груза - один из наиболее проблемных договоров об оказании услуг фактического характера. Этому способствует и увеличение видов и способов перевозки, и расширение круга субъектов отношений по перевозке, и изменение видов груза. Трудности добавляет объём правовых источников, официальных толкований и комментариев, имеющих разночтения.
В гл. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) закреплены лишь общие положения о перевозке груза. Более детально перевозка тем или иным видом транспорта регулируется специальным законодательством. Основной нормативный акт, регламентирующий отношения по железнодорожной перевозке груза - Устав железнодорожного транспорта (далее - УЖТ). Этот акт сменил действовавший с 1998г. Транспортный устав железных дорог (далее - ТУЖД). Кроме Устава отношения по железнодорожным перевозкам, а также отношения по обязательствам о предоставлении груза к перевозке и подаче транспортных средств регулируются множеством подзаконных актов, значительная часть которых принята МПС РФ. Это нормативные акты, касающиеся главным образом, особенностей отдельных видов перевозки груза, установления тарифов. Помимо национального законодательства, договор перевозки груза  регулируется ратифицированными Россией международными транспортными  конвенциями и соглашениями.1
Возникает вопрос: зачем же был принят новый УЖТ? Ответ на данный вопрос можно найти при внимательном ознакомлении с текстом УЖТ, который, повторяя в большей части ТУЖД, содержит новые положения, направленные не только на обеспечение проведения реформы железнодорожного транспорта, но и на установление дополнительных преимуществ для  транспортных организаций, в особенности для так называемых владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта, в качестве которых на рынке транспортных услуг, видимо, будут действовать различные организации. Попутно ухудшается положение грузоотправителей и грузополучателей, на плечи которых "упадут" расходы на оплату услуг указанных владельцев инфраструктуры. Помимо этого УЖТ содержит ряд нововведений, которые будут рассмотрены ниже.
Актуальность темы исследования обусловлена преобразованиями, происходящими в сфере перевозочного процесса. Акционирование железных дорог вызвало изменения в законодательстве, порядке оформления железнодорожной документации, исходя из этого, целью данной курсовой работы является изучение новелл УЖТ, понятие и содержания договора перевозки грузов, ответственности по договору. 

Глава №1. Общие положения о Договоре перевозки

1.1    Новеллы  Устава железнодорожного транспорта.

  Прежде чем приступить к основной части курсовой работы мы выделим отдельным разделом вопрос о новеллах  Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
19 мая 2003 г. вступил в силу Федеральный закон РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (УЖТ). Этот закон входит в пакет документов, направленных на реформирование железнодорожного транспорта с целью его демонополизации, и потому, по сравнению  Транспортным уставом железных дорог РФ (ФЗ от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ)   (ТУЖД), имеет много существенных нововведений.
1) Если ранее Транспортный устав регулировал главным образом только отношения, возникающие между железными дорогами Российской Федерации и грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами федерального железнодорожного транспорта, то с 19 мая помимо этих отношений новый Устав распространяется на отношения между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами как железнодорожного транспорта общего пользования, так и железнодорожного транспорта необщего пользования.  Кроме того, УЖТ определяет основные условия оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (ст. 1 нового Устава).
2)Уже с первых строк видно, УЖТ вводит принципиально новые понятия. Прежде всего, появляется понятие перевозчика (более подробно этот вопрос в разделе "Субъекты ДПГ). Железная  дорога будет выполнять роль владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура).
Из монопольной сферы предполагается вывести как услуги по перевозке, так и всю инфраструктуру железных дорог.
3) Примечательно, что для перевозчика не упоминается необходимость соответствующей лицензии. Вполне возможно, что в дальнейшем будут внесены изменения и в Закон о лицензировании, в результате которых лицензироваться будут только услуги по использованию инфраструктуры, а перевозчики станут посредниками между пассажирами, грузоотправителями (грузополучателями) и владельцами инфраструктур.
4) Помимо коренных, основополагающих нововведений, УЖТ содержит в себе и менее фундаментальные, но не менее важные новеллы, которые касаются непосредственно условий перевозок грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа, взаимодействия владельцев инфраструктур и перевозчиков, перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, ответственности участников железнодорожных перевозок и порядка заявления претензий и исков. 
В отношении охраны грузов, требующих обязательного сопровождения (перечень устанавливается МПС РФ), новый Устав предусматривает, что ее должен обеспечить сам грузоотправитель, грузополучатель или уполномоченные ими лица по договору (ст. 17 нового Устава). По ТУЖД сопровождение обеспечивалось железной дорогой с взиманием соответствующих сборов.
informsky.ru
1 2 3 4