1.2  Понятие договора железнодорожной перевозки груза.

В главе 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГКРФ) в отличие от Основ гражданского законодательства 1961 и ГК РСФСР 1964 года содержится определение целого ряда договоров, регулирующих отношения по перевозкам грузов, пассажиров и багажа.
Помимо традиционных договоров перевозки грузов и пассажиров в данной главе ГК РФ упоминаются и иные договоры, опосредующие перевозки: Договоры фрахтования (чартер); соглашения между организациями различных видов транспорта, регламентирующие взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа в прямом смешанном сообщении; договор перевозки транспортом общего пользования; договор между транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов (Узловые соглашения, договоры на централизованный завоз/вывоз грузов и др.).
Все названные договоры, конечно же, отличаются друг от друга по самым различным признакам - правовому значению, субъективному составу, предмету вытекающих из них обязательств и другим, но объединяет их то, что все они, в конечном счёте предназначены для правового регулирования отношений, возникающих в процессе перевозки грузов, пассажиров и багажа. Поэтому представляется, что в современных условиях уже нельзя говорить только об одном договоре перевозки, сконструированном на модели реального договора, в соответствии с которым перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его получателю или иному управомоченному лицу, а грузополучатель - уплатить провозную плату. Теперь речь должна идти о системе договоров, опосредующих перевозки грузов, пассажиров и багажа.
ГК РФ даёт понятие большого количества договоров перевозки, но мы в своей курсовой работе остановимся более подробно на договоре железнодорожной перевозки грузов  (далее - ДПГ) и начнём с его понятия.
Договор перевозки груза (далее ДПГ)  - договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его управомоченному лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ).
Данный договор является реальным, поскольку обязательства перевозчика возникают лишь в отношении такого груза, который сдан грузоотправителем и принят перевозчиком для его доставки в пункт назначения. Из определения этого договора усматривается его отнесение к числу двухсторонних договорных обязательств, так как права и обязанности имеются как на стороне перевозчика, так и отправителя груза; услуги перевозчика по доставке груза подлежат оплате отправителем. В договорных отношениях по перевозке груза помимо перевозчика и отправителя участвует и грузополучатель, на стороне которого имеются не только права, но и определённые обязанности.

1.3   Элементы обязательства грузовой перевозки.

Субъектами обязательства перевозки являются прежде всего перевозчик и грузоотправитель. Отправителями грузов могут быть любые субъекты гражданского права. В результате реформы  железнодорожного транспорта существенным образом изменились правоотношения собственности: согласно п. 6 ст. 1 ФЗ "О железнодорожном транспорте" имущество железнодорожного транспорта может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Данное обстоятельство влечёт серьёзные изменения в субъектном составе договорных отношений по перевозке грузов. Круг перевозчиков не ограничивается железными дорогами, действующими в качестве государственных унитарных предприятий. Напротив, под перевозчиком  теперь понимается всякое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу.
Грузополучатель, не совпадающий с отправителем и не участвующий в заключении договора перевозки, тем не менее приобретает права и несёт обязанности перед перевозчиком. В таких случаях грузополучатель выступает как третье лицо, в пользу которого заключён договор.
"    Предмет ДПГ -  услуги по доставке вверенных перевозчику материальных  ценностей в пункт назначения. Эти услуги включают не только транспортировку грузов, но и иные действия, в частности, хранение, выдачу груза получателю, нередко погрузку и выгрузку, они сопутствуют целям договора. Юридическая  природа ДПГ определяется основной его целью (транспортировка и доставка грузов в пункты назначения), именно она выделяет ДПГ в системе обязательств в качестве самостоятельного.2
"    Срок ДПГ - это промежуток времени, в течении которого груз должен быть доставлен в пункт назначения. В соответствии со ст. 792 ГК перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определённые транспортным законодательством, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок. Срок доставки соблюдён, если в пункте назначения груз выгружен средствами перевозчика или вагоны поданы под разгрузку средствами получателя до истечения установленного срока доставки.1
"    Содержание ДПГ составляют права и обязанности участников. Для перевозчика они регламентированы УЖТ, ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", приказом МПС от 9. 12. 99г. №42Ц.  К основным обязанностям перевозчика относятся: подготовка транспортных средств под погрузку, уведомление грузоотправителя о подаче транспорта не позднее чем за два часа до такой подачи, доставка груза неповреждённым и в полном объёме в сроки, установленные законом, договором или в разумный срок. Обязанности по подготовке и подаче транспортных средств, а также предъявлению груза к перевозке не входят в предмет ДАПГ, а составляют предмет отдельного обязательства, возникающего при принятии заявки перевозчиком. Но ГК включил обязательство по подаче транспортных средств в главу "Перевозка" и УЖТ это обязательство чётко не дифференцирует.
Каждому из владельцев инфраструктур вменяется обязанность заключить со всеми владельцами сопредельных инфраструктур соответствующие соглашения, существенными условиями которых являются организация диспетчерского управления перевозочным процессом, установление порядка технического обслуживания и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, объектов энергетики и других объектов, регулирование обменных парков локомотивов, вагонов, иного подвижного состава, ответственность по обязательствам, вытекающих из перевозок.
Основные требования к перевозчику (ст. 12 ФЗ "О железнодорожном транспорте") состоят в том, что он обязан: иметь лицензии на осуществление всех подлежащих лицензированию видов деятельности при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа; владеть железнодорожным подвижным составом для осуществления перевозок на праве собственности или ином праве; иметь квалифицированных работников; заключать договор об оказании услуг локомотивной тяги, если перевозчик не имеет локомотива; заключать соответствующие договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры, существенными условиями которых являются организация вагонопотоков, регулирование обращения вагонов и локомотивов, установление порядка технического обслуживания и эксплуатации подвижного состава, ответственность сторон по обязательствам, вытекающим из перевозок железнодорожным транспортом.
В случае перевозки пассажиров, грузов, багажа в железнодорожном сообщении перевозчик до заключения договора перевозки обязан иметь договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры и согласовать такую перевозку со всеми владельцами инфраструктур, которые участвуют в осуществлении перевозки, а при отсутствии собственных локомотивов -  иметь договоры об оказании услуг локомотивной тяги на весь путь следования.
Этим самым законодатель допускает, что перевозчик на самом деле берёт на себя обязательство перед пассажиром или грузоотправителем не доставить пассажира, а также вверенный перевозчику груз в пункт назначения, а организовать их доставку. В этом случае одно обязательство подменяется другим: перевозка - транспортной экспедицией. Согласно п. 1 ст. 801 ГК именно договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза.
Грузополучатель, не совпадающий с отправителем и не участвующий в заключении договора перевозки, тем не менее приобретает права и несёт обязанности перед перевозчиком. В таких случаях грузополучатель выступает как третье лицо, в пользу которого заключён договор.
informsky.ru
1 2 3 4