Охрана груза в пути следования и на железнодорожных станциях согласно ст. 23 Закона "О железнодорожном  транспорте в Российской Федерации" также относиться к обязанностям перевозчика. Охрана обеспечивается за счёт его собственных средств, либо по договору с железнодорожной ведомственной охраной.
По заявлению отправителя перевозчик вправе переадресовать груз и изменить грузополучателя. При прибытии груза на станцию назначения перевозчик обязан уведомить об этом получателя не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днём прибытия. Перевозчик опломбирует загруженные транспортные средства (ст. 28 УЖТ),  участвует в оформлении приёма и выдачи груза и всех документов, составляемых в процессе перевозки, при этом он вправе проверить достоверность т правильность отражения сведений о грузе в документах.
Одной из основных обязанностей перевозчика является определение платы за услуги. К обязанностям перевозчика относится бесплатное хранение доставленного груза в течение 24 часов после окончания срока доставки.
Грузоотправитель участвует в перевозке на первом её этапе - т. е. при передаче груза перевозчику и его отправлении. Прежде всего, к обязанностям отправителя относится подготовка груза для перевозок в соответствии с установленными правилами, обеспечивающими безопасность движения транспорта, качество перевозочной продукции, сохранность груза и транспортных средств. Хотя подготовительный этап не охватывается конструкцией договора. Тем не менее, он влияет на последующие права и обязанности. В частности в случае повреждения груза (ст. 95 УЖТ). Требования к таре и упаковке груза, качеству перевозимой продукции должны предусматриваться соответствующими стандартами и техническими условиями.
Получатель может отказаться принять груз в тех случаях, когда его качество вследствие повреждения, порчи или по иным причинам изменилось в такой степени, что он не может быть использован по назначению ни полностью, ни частично. Получатель имеет право отказаться от груза в пользу государства (ст. 35 УЖТ). После выгрузки получатель может быть обязан очистить транспортное средство (ст. 44 УЖТ). Если это предусмотрено договором, он также может быть привлечён к исполнению обязанности по оплате услуг за перевозку, несмотря на то, что эта обязанность возлагается по закону на отправителя.

Глава №2. Ответственность в Договоре перевозки груза (ДПГ).

  2.1 Условия ответственности.

Общее правило об ответственности за нарушение обязательств, вытекающих из договора перевозки, сформулировано в ГК применительно к перевозкам, осуществляемыми всеми видами транспорта, и состоит оно в следующем. В случае неисполнения  либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Соглашения транспортных организаций с грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений предусмотрена транспортными уставами и кодексами (ст. 793 ГК РФ).  УЖТ в ст. 114 устанавливает: Любые соглашения перевозчика с грузоотправителями, грузополучателями или пассажирами, имеющее своей целью ограничить или устранить ответственность, возложенную на перевозчика, грузоотправителей, грузополучателей или пассажиров, считаются недействительными, а любые отметки, не предусмотренные Уставом или иными нормативными актами РФ, об этом в перевозочных документах не имеют силы.
Названная норма не в полной мере соответствует ст. 793 ГК. Несоответствие заключается в том, что установленный ГК запрет на ограничение или устранение соглашением предусмотренной законом ответственности перевозчика неоправданно распространена на соглашения сторон об ограничении или устранении ответственности грузоотправителей и грузополучателей. Кроме того, по версии УЖТ указанный запрет охватывает и случаи, когда ответственность установлена не только законом, но и "нормативными правовыми актами", хотя в соответствии с ГК ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке грузов может быть установлена исключительно федеральным законом. Характерная черта ответственности за нарушение обязательств по перевозке груза - ограничительный характер. Ответственность устанавливается либо в форме возмещения прямого ущерба или его части (но не упущенной выгоды), например за несохранность груза, либо в форме исключительной неустойки. Такой подход основан на положении ГК (п.1 ст.400), согласно которому по отдельным видам обязательств законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков.
Особенностью ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов является также то, что она может наступать не только за нарушение уже заключённого договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с ограничением перевозок. Такова ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за их неиспользование. По своей природе такая ответственность является гражданско-правовой. Её отличает формальный характер: ст. 116 и 117 УЖТ  устанавливаю перечень обстоятельств, при наступлении которых перевозчик и отправитель освобождаются от ответственности. 

2.2 Виды имущественной ответственности.

Одним из признаков ответственности по перевозке грузов является её ограниченный характер. Во многих случаях ответственность исчерпывается уплатой неустойки (штрафа). Убытки же подлежат взысканию в случаях и пределах, предусмотренных ГК, УЖТ или соглашением сторон.
Ответственность перевозчика за несохранность груза.  Понятие "несохранность" означает утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза. Под утраченным понимается отправленный по соответствующей накладной, но не прибывший в пункт назначения груз по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки либо 4 месяцев - со дня приёма груза к перевозке в прямом смешанном сообщении. Недостача груза означает разницу между количеством груза, указанным в транспортном документе, и фактическим количеством груза, прибывшим в пункт назначения. Повреждение груза - результат такого воздействия на груз, которое привело к ухудшению его качества и снижению стоимости.
В соответствии со ст. 792 ГК перевозчик  обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определённые в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок. Однако ответственность перевозчика за нарушение указанной обязанности непосредственно в ГК не предусмотрена, она устанавливается УЖТ, согласно ст. 97 за просрочку доставки груза или непринадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов  за каждые сутки просрочки,  но не более  чем в размере платы за перевозку данных грузов, если не докажет, что просрочка произошла в следствии следующих обстоятельств (ст. 29 УЖТ) : по причине задержки железной дорогой подачи транспортных средств в связи с невнесением грузоотправителем провозной платы, устранения угрожающих жизни и здоровью людей неисправности транспортных средств или иных не зависящих от железной дороги обстоятельств. 
Что касается ответственности грузополучателя, то следует отметить, что применение к последнему каких-либо мер ответственности из числа предусмотренных УЖТ возможно лишь при том условии, что он в какой-либо форме выразил намерение воспользоваться своим правом на принятие от перевозчика доставленного в его адрес груза. Негативные последствия нарушения грузополучателем обязанностей, предусмотренных УЖТ, выражаются не только в применении к нему мер ответственности, но и в иных материальных потерях. Например, ст. 30 УЖТ предусматривает, что до внесения на железнодорожной станции назначения всех причитающихся перевозчику платежей вагоны, контейнеры находятся на ответственном простое грузополучателя и с него взимается сбор хранения груза или плата за пользование вагонами, контейнерами.
informsky.ru
1 2 3 4