2.3  Претензии и иски.

Ст. 797 ГК устанавливает обязательный досудебный порядок урегулирования споров, т.е. обязательное предъявление претензии в порядке, предусмотренном транспортными уставами или кодексами.
Удостоверение обстоятельств, которые являются основанием для возникновения ответственности сторон ДПГ. УЖТ устанавливает: обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузополучателя, грузоотправителя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами (ст. 119 УЖТ).
      Коммерческий акт является документом, удостоверяющим обстоятельства, которые служат основанием для ответственности железной дороги, перевозчика, отправителей, получателей, портов, иных организаций, пользующихся услугами транспорта. Коммерческий акт необходим при предъявлении к железной дороге претензии и иска в случае недостачи, повреждении, порчи груза или грузобагажа. Он является важным доказательством, служащим основанием для возложения ответственности за несохранную перевозку на стороны перевозочного процесса.
Понятие претензии.  Лица, имеющие право на предъявление претензии. Требование, содержащееся в ст. 120 УЖТ, об обязательном предъявлении к перевозчику претензии до предъявлении к нему иска соответствует ч. 1 ст. 797 ГК.
Правом на предъявление претензии о невыполнении ДПГ обладают грузоотправитель или грузополучатель при полной утрате груза, недостачи или повреждении, при взыскании лишней провозной платы или штрафа, при этом они должны предоставить необходимые документы. Эти документы в отношении каждого вида претензии указаны в ст. 120 и Правилах перевозок грузов. Они подтверждают право управомоченного лица на предъявление данной претензии. Отсутствие таких документов дает возможность перевозчику не рассматривать заявленную претензию по существу.
    Право на предъявление к перевозчику претензии, связанной с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, предоставляется также страховщику, который выплатил страховое возмещение грузоотправителю, грузополучателю, в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке.
Порядок предъявления претензий к перевозчику предусмотрен Правилами предъявления и рассмотрения претензий, связанных с перевозкой грузов на железнодорожном транспорте. В соответствии с Правилами претензии о возмещении за утрату, недостачу, повреждение  груза должны предъявляться по каждой отправке в отдельности. Однако по однородным грузам, погруженным на одной станции одним отправителем на одну станцию в адрес одного получателя, допускается предъявление претензии по этому основанию на группу отправок, но не более пяти. Если коммерческий акт составлен на маршрут или группу вагонов, то претензию можно предъявить на количество отправок, указанных в акте. Для претензий, вытекающих из других оснований (т.е. кроме утраты, недостачи, повреждения  грузов), количество требований в одном претензионном заявлении не ограничено.
Претензионные заявления не должны объединять требования, для рассмотрения которых необходимы накладные или квитанция, с требованиями, для которых эти документы не нужны. Поэтому, например, нельзя объединять в одной претензии требование о возмещении стоимости недостающего или утраченного груза с требованием уплаты штрафа за невыполнение принятой заявки на перевозку груза.

Заключение.

В данной курсовой работе мы провели  анализ законодательной базы, догматической литературы и судебной практики  по вопросу:   "Договор железнодорожной перевозки грузов". В частности: изучили новеллы Устава железнодорожного транспорта, который был введён в действие 19 мая 2003 года, сделали вывод, что изменения в нормативно-правовую базу о железнодорожном перевозках были внесены в связи с акционированием железных дорог. Дали понятие ДПГ, выяснили, что является предметом договора, сделали вывод, что в обязательстве по перевозке изменился субъектный состав, который пополнился новыми участниками договорных отношений, изучили основные права и обязанности перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя.
Главной целью данной курсовой работы был вопрос об изучении начал ответственности по договору перевозки груза железнодорожным транспортом, так как данный вопрос является наиболее проблематичным и спорным из-за сложной процедуры предъявления претензий и исков. Именно по этой причине мы более подробно остановились на следующих вопросах:
"    условия ответственности;
"    виды имущественной ответственности;
"    претензии и иски.
Рассмотрев данные вопросы, мы поняли при каких условия наступает ответственность в ДПГ и в каком размере, выяснили процедуру оформления документов при обстоятельствах, когда обнаруживаются основания для дальнейшего возникновения ответственности.  Подробно разобрали вопрос о процессе оформления претензий и  исков  к перевозчику:
"    дали понятие претензии;
"    выяснили вопрос о том, кто имеет право обращаться с претензией к перевозчику;
"    изучили процедуру предъявление претензии и сроки, в которые она может быть предъявлена;
"    указали на сроки рассмотрения претензий перевозчиком;
"    поняли, что иск в суд может быть направлен только после рассмотрения претензии перевозчиком;
"    сделали вывод, что в обязательствах по перевозке грузов применяется сокращённый срок исковой давности;
"    также в данной курсовой работе мы изучили вопрос о процедуре подачи исков перевозчиком грузоотправителям и грузополучателям.
Причинами выбора данной темы является: изменения в нормативной базе, а в связи с этим и порядке ведения перевозочного процесса и множество исков в связи с обязательством по перевозке грузов. Пользователи услугами перевозчика зачастую не знают своих прав и порядок оформления всей документации в процессе перевозки, в частности не знают, что несут ответственность за неправильное оформление документов и внесение неточных сведений в них в случае, если возникнет ситуация, когда возможно обращение в суд. Именно поэтому нам показалось интересны разобраться в этом вопросе.
При изучении данной темы мы натолкнулись на некоторую несогласованность законодательной базы, а в связи с этим и на различные взгляды в юридической литературе. При изучении разных позиций, сделали свои выводы по спорным вопросам. Так, например, ст. 118 УЖТ, где указаны основания, когда перевозчик автоматически освобождается от ответственности, не согласуется со ст. 796 ГК. Многие авторы считают, что в данной ситуации должно применяться отраслевое законодательство, но мы изучив примеры из судебной практики и обратившись к постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 ноября 1998г сделали вывод, что в этом случае, при применении ст. 118 УЖТ следует исходить из того, что в предусмотренных данной статьёй случаях, перевозчик освобождается ответственности за утрату, недостачу, повреждение груза при перевозке, если они произошли как это указано в ст. 796 ГК, вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, а  путём простой ссылки на эти обстоятельства. Бремя доказывания в этом случае возлагается на перевозчика. 
В данной ситуации мы считаем необходимым согласование на законодательном уровне нормативной базы, так как простые пользователи в данном вопросе могут пойти по ложному пути.

Список литературы

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации. Офиц. текст, комментарий. М.: Юрайт, 2002 год.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая с постатейными материалами - М: ИНФРА - М, 2001.
3. Транспортный устав железных дорог РФ от 08.01.1998 г. // Собр. законодательства РФ - 1998. - № 2. - ст. 218
4. Федеральный закон "О федеральном железнодорожном транспорте" от 25 августа 1995 г. // Собр. Законодательства РФ.- 1995.- №5.- Ст.3505. Основная литература
5. Гражданское право: Учебник. Ч. 2/Под ред. А.Г. Калпина. - М., 1999.
6. Гражданское право: Учебник. Т. 3\ Под ред. Е.А. Суханова. - М., 2000.
7. Гражданское право России: Учеб. пособие. Ч. 2: Обязательное право / Под ред. В.В. Валесского . - М., 1998
8  Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Отв. ред.проф. О.Н. Садиков. - М.: КОНТАКТ, ИНФРА-М, 1999.
9  Постатейный комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации / Сост. А.Н.Гусев.- М.: ИНФРА - М, 2000.Дополнительная литература
10. Абова Т.Е. Комментарий к Транспортному уставу железных дорого Российской Федерации. - М.: Контракт, 1998. - 304с.
11.  Анохин В. Договор поставки в рыночной экономике // Хозяйство и право. - 1993. - № 1.
12.  Брызгалин А. Договор поставки: новое содержание в новой экономике // Хозяйство и право. - 1994. - № 8.
13. Витрянский В.В. Перевозка. Транспортная экспедиция // Хозяйство и право. - 1996. - № 6.
14.Гуев. А.Н. Постатейный комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации - 4-е издание переработанное и дополненное. - М.: Инфра-М, 2002. - 974с.
15   Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие. - М.: Юридическая литература, 1999. - 195с.
informsky.ru
1 2 3 4