абсолютизацией формального механизма власти, а сторонники ценностной концепции сводят все к тому, что элита - это смелые, мудрые дальновидные люди. Однако исследования неизменно опровергают такое утверждение. В реальной жизни - это зачастую циничные, корыстолюбивые, коррумпированные, не брезгующие никакими средствами лица.
Россия десятилетиями жила без элиты, ибо лучшие люди были уничтожены, эмигрировали, томились в концлагерях или находились во "внутренней эмиграции".
         Для элитистской парадигмы характерно утверждение, что общество не может нормально функционировать без элиты, что она имеет право на привилегированное положение, более того, должна бдительно охранять свои привилегии от "посягательств" со стороны масс. При этом неизбежно возникает вопрос: "Как согласовать такие утверждения с теорией демократии?" Многие политологи стремятся совместить  элитизм с демократическими ценностями, создавая компромиссные концепции типа "демократического элитизма" и полиархической демократии.
Совмещение элитизма и демократии ведет к принесению в  жертву некоторых фундаментальных принципов классической теории демократии  - об участии рядового гражданина в политической жизни - становиться второстепенным, а на первый план выступают проблемы социальной стабильности, связанные со стабильностью и преемственностью элиты, пусть демократической элиты.
         Неразличимость неясность границ между политической элитой и бюрократией составляло специфику политической системы России.
         Обосновывая неосуществимость народовластия, элитисты ссылаются на то, что, во-первых, народ некомпетентен в политике и народовластие, если бы оно и было возможным, оказалось бы губительным по своим последствиям, вело бы к неминуемым катаклизмам. Во-вторых, правление народа технически не осуществимо: непосредственная демократия не возможна, по крайней мере в странах с большим населением, а представительная демократия неизбежно ведет к утрате народом части своего суверенитета, который отчуждается в пользу избранных представителей, а они в силу "железного закона олигархических тенденции", превращается в элиту.
         Заманчиво выглядит позиция радикального антиэлитизма. Радикальный элитизм - это опасная иллюзия: попытки ее воплощения в жизнь не раз приводили к авторитаризму и тоталитаризму, что заставляет подозревать, что многие варианты радикальных антиэлитизм представляют собой на деле скрытый элитаризм. Достаточно проанализировать грандиозный эксперимент с "построением социализма" в СССР.
Диапазон отношений масс к элите весьма широк - от  фанатичной веры в элиту как носитель харизмы до полного отрицания ее права на управление обществом, делегитимизация ее власти. Недоверие к элите может дезорганизировать политический процесс. Политическая система функционирует эффективно, если элита легитимизирована признанием масс, если ее ценности рассматриваются как образцовые. Вместе с тем, здоровое недоверие масс к элите оправдано и в значительной мере конструктивно: оно мешает элите сосредотачивать в своих руках тираническую деспотическую власть.
         Нужна ли элита? И так, если народ - субъект власти, то ведь сам этот субъект не бесструктурен, в нем можно вычленить более активных в политическом отношении людей и более пассивных. Тогда первых можно квалифицировать как политическую элиту.
В рамках политической философии, можно говорить об обществе без элиты, в котором высокая политическая культура населения, позволяет добиться максимальной вовлеченности  всех членов общества в управлении общественными делами (поднятие масс до уровня элиты). В условиях информационного общества возможна эффективная система прямой и, главное, обратной связи между органами управления и всеми членами общества, позволяющей немедленно выявлять и учитывать мнение всех граждан по вопросам политического управления.
В рамках же политической социологии, элита необходима для политического управления.

Современная политическая элита: источники власти и система выбора

В каждом обществе политическая элита неизбежно имеет свои особенности. Какова данная элита, зависит прежде всего от характера общества, уровня его благосостояния, уровня образованности его членной, исторических традиций, культуры и т. п. В свою очередь характер политической элиты оказывает исключительно большое влияние на состояние общества и его динамику.
Существуют две основные системы отбора элит: закрытая и открытая, при этом закрытая система была исторически первой. При ней элита формировалась из довольно узкого привилегированного слоя, доступ в политическую элиту представителям других слоев был практически закрыт. Узость социальной базы формирования элиты резко ограничила пополнение последней за счет талантливых людей, которых порождала иная социальная среда, и неминуемо обрекала правящую элиту на деградацию и вырождение.
Напротив, открытая система отбора, которая называется также плюралистической, позволяет привлечь в состав политической элиты достойных людей из всех слоев населения и, может быть, придерживающихся различных взглядов. В этом случае элита состоит из членов не одной какой - то группы, а ряда групп, которые конкурируют между собой.
Независимо от системы отбора в каждом обществе политическая элита характеризуется некоторыми общими чертами.
Своеобразие современной российской политической элиты состоит в том, что она переживает переходный период. В своей значительной части она формировалась за счет выходцев из старой советской партийной государственной номенклатуры. Прогнившая на корню номенклатура Советского Союза, ставившая превыше всего собственные корыстные интересы, оказалась в массе своей индифферентной к судьбе социализма в своей стране и за ее пределами и с необыкновенной легкостью предала все те идеалы и цели, которые она еще совсем недавно внушала своему народу.
Развал СССР и наступивший тотальный кризис общества и власти не застал большую часть номенклатуры врасплох. Она бросилась активно защищать свои старые посты и бороться за новые.
Члены старой номенклатуры привнесли с собой в новую власть прежние стиль  и методы управления, стереотипы поведения, словом, "правила игры", свойственные советской партийно-государственной системе.
Наряду со старой номенклатурой нынешняя российская политическая элита пополнилась и за счет новых людей, весьма амбициозных и активных. Это, как правило, представители более молодых поколений, которые пришла во власть из разных слоев общества и из разных профессиональных сфер, в том  числе научной. Увидев крушение советской системы, они бросились во власть, главным образом, с целью материнской наживы. Этот новый слой политической элиты рекрутировался через два основных канала: а) путем присоединения к общедемократическому движению выдвижения в рядах на заметные позиции; б) из бизнеса.
Для нынешней элиты характерно наличие консенсуса относительно отрицания прошлого, но в ее рядах нет согласия относительно новых идей и прежде всего в отношении общенациональной идеи. 

Политические элиты России

Более ста лет тому назад итальянский социолог и экономист В.Парето сформулировал теорию кругооборота элит, объясняющую, по его мнению, социальную динамику. Неизбежность деления общества на управляющую элиту и управляемые массы Парето выводил из неравенства индивидуальных способностей разных людей. Социальная система стремиться к равновесию и при выводе ее из равновесия, она рано или поздно к этому равновесию вернется. Этот процесс образует социальный цикл, течение которого зависит главным образом от циркуляции элит. Они "возникают в низших слоях общества и в ходе борьбы поднимаются в высшие, там расцветают и в конце концов вырождаются и исчезают... Этот кругооборот является универсальным законом истории".  Качества, обеспечивающие элите господство, меняются в ходе цикла социального развития, и, как следствие, меняются типы элит. История оказывается кладбищем аристократии.
    По Парето, существует два главных типа элит сменяющих друг друга. Первый тип - "львы"; для них характерен крайний консерватизм, силовые методы управления. Второй тип - "лисы": мастера демагогии, обмана, политических комбинаций. Стабильная политическая система характеризуется преобладанием "львов". Неустойчивая политическая система требует элиты прагматически мыслящих, энергичных деятелей, новаторов, комбинаторов. Постоянная смена одной элиты другой - результат того, что каждый тип элит обладает определенными преимуществами, которые с течением времени перестают соответствовать потребностям руководства обществом. Таким образом, сохранение равновесия социальной системы требует постоянства процесса замены одной элиты на другую, по мере повторения политических ситуаций.
    Общество, в котором преобладает элита "львов"-ретроградов, застойно. Элита "лис" динамична.
1 2 3 4 5
informsky.ru