Неизбежное различие в способностях и устремлениях людей, необходимость профессионализации и институционализации административного труда, высокая значимость последнего для общества и ряд других факторов неизбежно приводят к формированию управляющего слоя. Его, соответственно, следует рассматривать не только как "касту" или клан людей, занятых "грязным делом", но и как рекрутированную, призванную обществом, страту, обладающую несомненными привилегиями и наделенную большой ответственностью. Базовыми параметрами для классификации элит могут быть все характеристики, перечисленные в начале предыдущего раздела. Приведем несколько типов классификации элит:
"    Общепризнанна классификация правящего слоя на элиту и контрэлиту.
"    Пути пополнения элиты, функциональные черты общества, которому данная элитарная страта принадлежит, позволяют говорить об открытых и закрытых элитах.
"     По источнику влияния (происхождение, с одной стороны, или статус, функции, заслуги - с другой) различаются наследственные и ценностные элиты.
"    Различное и в различной пропорции сочетание у представителей высших и средних слоев важнейших стратификационных факторов (доход, статус, образование, профессиональный престиж) позволяет говорить о высшей элите, непосредственно принимающей политические решения, и средней элите, верхней части среднего класса.
При том, что западные элиты, как правило, - это олигархические группы собственников, пополнение элиты США и западноевропейских стран идет именно из верхней части среднего класса, в основном, - лиц свободных профессий, имеющих дипломы и степени престижных университетов.

6. Системы рекрутирования политических элит.

Вопрос об особенностях рекрутирования элиты - один из самых важных в данном контексте. В отличии от профессиональных элитарных сообществ,  политическая элита представляет собой открытую систему.
Перед гражданским обществом стоит задача формирования, пополнения элиты, непрерывного контроля за ней. Критериями элиты демократического общества являются ее эффективность, социальная и организационная представительность, организованность и интегрированность (не кастовость и корпоративизм, а сплоченность и внутри элиты, и элиты с гражданским обществом для успешного решения стоящих перед страной задач), горизонтальная (между элитами и внутри элиты) и вертикальная (пополнение элиты) мобильность.
Важнейшими формами рекрутирования элит являются система гильдий и антрепренерская (предпринимательская) система (термины ввел американский политолог Б. Рокиэн). Характеристиками системы гильдий являются ограниченный круг претендентов на управленческие должности, большое число институциональных фильтров (формальных критериев), решающее значение мнения вышестоящего руководителя при назначении на должность. Неизбежно порождая кастовость, неоправданные привилегии, низкопробные угодничество и карьеризм (законченный вариант системы гильдий - это номенклатурная система в нашем недавнем прошлом), система гильдий, вместе с тем, обеспечивает, при условии ее эффективного применения, профессионализм, компетентность, ответственность. Именно этими критериями, помимо личной преданности начальству, должен обладать претендент на должность, требующую участия в принятии решений. За рубежом при формировании административной бюрократии (аппарата исполнительной власти), а также высшего и среднего корпуса менеджеров в частно-корпоративном секторе экономики система гильдий преобладает.
Антрепренерская система - это, прежде всего, система выборов органов самоуправления и представительной власти, а также - первых лиц администраций разного уровня, система выборов в общественных организациях разного типа, иногда -  выборы на низшие и средние должности в частном секторе. В этих случаях - круг претендентов на выборную должность весьма широк, каналы попадания в этот круг многообразны, одной из важных характеристик претендента на выборную должность становится его личное умение или умение команды его помощников и советников создать пресловутый имидж. Несомненный недостаток анрепренерской системы - это необходимость сочетания различных (а, нередко, противоречащих друг другу и не совмещающихся в одном человеке) качеств у претендента на должность:
-умение "продать себя" как социально-политический "товар" ,  с одной стороны, и качеств, необходимых любому ответственному лицу:
-умение принять решение, работать с конкретными людьми, а не "электоратом", компетентность и профессионализм,  с другой.

7.Политическая элита современной России.

Проблемы формирования новой элиты являются едва ли не краеугольным камнем социально-политической модернизации и формирования гражданского общества в современной России. При всей противоречивости переходных процессов, рядовые граждане достойно восприняли новые реалии: они изыскивают дополнительные источники заработка, пробуют себя в предпринимательской деятельности. Именно элита поняла свободу как свободу воровать. Появление большого числа публикаций авторов, не знающих ни К. Маркса, ни М. Вебера и объясняющих, что воровство и взяточничество - это неизбежные синонимы первоначального накопления капитала, отражает мнение худшей части номенклатурной элиты, пополненной криминалитетом.
Формирование новой элиты - это долгий процесс выращивания в недрах гражданского общества новых ответственных и профессиональных лидеров. "Сейчас ясно, - писал известный московский политолог Г.К. Ашин в мае 1993 года, - что для того, чтобы руководить тяжелейшим процессом выхода страны из глубочайшего экономического и социального кризиса, спасения и развития ее культуры, нужны поистине незаурядные люди. Они должны обладать, по меньшей мере, такими качествами, как честность и компетентность, благоразумие и дальновидность" . Многочисленные серьезные социально-политические исследования, а не обывательские выкрики о том, что "политика - это грязное дело", доказывают явное несоответствие нынешней российской элиты перечисленным критериям (Г. Ашин, М. Афанасьев, Ш. Ривера, В. Гельман и др.). Проблемами, наложившимися друг на друга и ведущими к резонансному разрушению социума, стали отсутствие контрэлиты в советское время и тот факт, что за десятилетие реформ так и не сложилась контрэлита. Практика политической борьбы не способствует формированию демократической элиты. Тем не менее, перечислим некоторые пути и факторы формирования новой элиты:
-    институционализация и профессионализация политического лидерства, формирования рациональной бюрократии ;
-    сохранение и развитие ростков гражданского общества;
-    соблюдение закона как органами и отдельными представителями власти, так и гражданами, прекращение проповеди "богатства любой ценой", "взяток и воровства как двигателя модернизации", создание естественной для цивилизованного общества атмосферы непринятия норм и принципов преступного мира;
-    развитие начал плюрализма, демократии, местного самоуправления и иных форм гражданского и общественного контроля власти.
Прошедшие годы показали насколько сложен и противоречив процесс выращивания ростков гражданского общества и его элиты.
На основе работ посвященных анализу российской элиты,  можно выделить четыре основных этапа элитной трансформации в России :
1.    Латентный период (1985 - 1989). Постепенные изменения общественно политического характера создают условия для включения советской элиты ( номенклатуры) в новые для нее виды деятельности. Это - период так называемой комсомольской экономики,  кооперативного движения,  первых оценок доли теневого капитала в экономической сфере и т. п.
2.    Период конверсии (1989 - 1991). Подготовленная номенклатура активно участвует в создании новых институциональных,  экономических и политических условий развития страны. Собственно говоря - это время установления новых правил игры. Появление совершенно новых сфер - публичной политики и бизнеса - открывает неизвестные ранее каналы рекрутирования кадрового корпуса элиты. Именно на этот период приходится первая волна обновления высших слоев и происходит основное кадровое пополнение "людьми со стороны". Оформляется бизнес-элита.  В продолжение разразившегося экономического кризиса, парализовавшего страну,  и как следствие внутриэлитной напряженности , происходят события августа 1991г.,  которые повлияли на изменения в старых и новых слоях политической элиты.
informsky.ru
1 2 3 4