МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра гуманитарных наук

Реферат
По дисциплине: «История политических и правовых учений».
На тему: «Политико-правовые воззрения Ф. Ницше».

Южно-Сахалинск

Содержание
Введение
1 «Воля к власти» - как основной мотив общественной жизни
2 Идеальное государство, по мнению Ф. Ницше
3 Концепция права  Фридриха Ницше
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Актуальность исследования: данная работа посвящена исследованию политико-правовых воззрений видного философа XIX века Фридриха Вильгельма Ницше. Сложность и неоднозначность, а зачастую противоречивость суждений Ницше до сих пор вызывают научные споры и привлекают внимание специалистов. Разность в понимании зависит от личных качеств людей, а за лаконичностью, меткостью и резкостью суждений скрываются очень глубокие и точно изложенные мысли, рассказывающие нам о духовных исканиях Ницше, о непрерывной, мучительной, направленной на поиск истины работе мысли этого человека.
В настоящее время имеется уже достаточно обширная литература, в которой анализируются философская, социальная и историческая концепции Ницше. Однако остаются малоизученными политические и особенно правовые взгляды. В рамках этой проблематики представляется целесообразным рассмотрение формирования политических и правовых взглядов Ницше, которые сложились ранее, чем его философская концепция в целом.
Объектом исследования являются взгляды Ницше на право и государство. Предмет - отражение взглядов на государство и право. Цель данной работы заключается в исследовании политических и правовых  воззрений  Ф.В.Ницше о государстве.
Цели исследования определили основные задачи этой работы, которые могут быть сформулированы в следующем виде:
выявить основные идейные истоки политических воззрений Ницше;
изучить взгляды Ницше на идеальное государство;
исследовать правовые взгляды Ницше.
При исследовании данной темы я обращалась к таким авторам, как Блинников Л.В., Галеви Д., Данто А., Нерсесянц В. С., Керимов Д.А.
  
1 «Воля к власти» - как основной мотив общественной жизни

Проблемы государства, политики, права освещаются Фридрихом Ницше во многих его работах. Осмысление проблем права, государства и политики неразрывно связано у него с пониманием сущности человека и социального бытия.
В качестве основы и сущности социального бытия Ницше берёт не волю в шопенгауэровском смысле, а «волю к власти». По его мнению, используемые Шопенгауэром понятия «мировая Воля» и «воля к жизни» - пустые слова. «Воли к жизни» не может быть, ибо сама жизнь есть только частный случай «воли к власти». "Воля к власти" - это основной мотив всех вопросов общественной жизни. Воля к власти заложена самой природой человеческого существования: власть мужчины над женщиной, старого над молодым. Способствует ли познание как рациональная деятельность повышению «воли к власти»? Нет, - говорит Ницше, - ибо доминирование интеллекта парализует «волю к власти», подменяя деятельность резонированием. Сострадание, как любовь к ближнему, «противоположно аффектам тонуса, повышающего энергию жизненного чувства, - оно воздействует угнетающе ... парализует закон развития - закон селекции», и, следовательно, считает Ницше, его следует отбросить. «Воля к власти» - основа «права сильного», а демократизм – как «способ выживания слабых» - заслуживает ницшеанского негодования и презрения.
Поскольку сущностью бытия выступает «воля к власти» как стремление к господству, как сила, то мир и человек в этом мире представляют собой бесчисленное количество воль и сил, каждая из которых стремится распространить свою волю на всё пространство. Борьба за власть идёт как внутри человека, так и внутри общества.
Человек, согласно Ницше, «высокомерное насекомое», «высшее заблуждение природы», в котором наиболее проявляется «воля к власти». Но человек - одновременно самое страдающее существо, ибо он стремится выделиться, отойти от животного начала в себе, руководствуясь разумом. Причину болезненного бытия человека Ницше видит в тех заблуждениях, которые создаются самим человеком, его разумом. Ницше выделяет ряд заблуждений, которые полезны в жизни человека и общества: истина, мораль, свобода, право. Он отмечает, что все эти заблуждения являются не только творчеством разума, они - проявление: «воли к власти», и необходимы в жизни человека, так как без них последний навсегда «остался бы зверем». Разум, движимый «волей к власти», позволяет человеку стать деятелем культуры.
Различие людей Ницше объясняет неодинаковым количеством «воли к власти»: одни (избранные, аристократия, элита) - одарённые натуры - обладают большим количеством власти, другие низкого происхождения - меньшим. О ценности человека в жизни можно судить по количеству затраченной в нём «воли к власти». Избранные являются, по Ницше, творцами культуры, создателями высших духовных ценностей, но возможно создание ценностей и существование элиты благодаря рабскому труду масс, толпы. Поэтому подчинение и рабство оправданы. Неравенство людей выражает сущность общественной жизни, вечную борьбу за существование и господство сильных над слабыми. Ницше беспощадно критикует все концепции, которые обосновывают как идею изначального равенства, так и необходимость установления равенства людей и их прав. С его точки зрения, «нет более ядовитого яда», чем учение о равенстве, «ибо, кажется, что его проповедует сама справедливость, тогда, как оно конец справедливости».
Однако пессимистический лейтмотив философии Ницше логически направлен на определенный идеал - прообраз освобожденного человека. Это «сильный человек», аристократ, «добродетель, свободная от морали», ценность жизни которого совпадает с максимальным уровнем «воли к власти». Это «сверхчеловек», тип которого Ницше определяет следующим образом. Это люди: «которые проявляют себя по отношению друг к другу столь снисходительными, сдержанными, нежными, гордыми и дружелюбными, - по отношению к внешнему миру, там, где начинается чужое; чужие, они немногим лучше необузданных хищных зверей. Здесь они наслаждаются свободой от всякого социального принуждения, они на диком просторе вознаграждают себя за напряжение, созданное долгим умиротворением, которое обусловлено мирным сожительством. Они возвращаются к невинной совести хищного зверя как торжествующие чудовища, которые идут с ужасной сменой убийства, поджога, насилия, погрома с гордостью и душевным равновесием...уверенные, что поэты будут надолго теперь иметь тему для творчества и прославления. В основе всех этих рас нельзя не увидеть хищного зверя, великолепную, жадно ищущую добычу и победы белокурую бестию». Свой идеал «сверхчеловека» Ницше не сравнивает с какой-либо человеческой расой или нацией, но он, не давая для этого никаких рецептов, везде говорит о том, что «сверхчеловека» необходимо вырастить. Это «полубожественное» существо превращается в основу ницшеанской философии. "Сверхчеловек", о котором рассуждает философ, придет как высший биологический тип человека, взращенный "новой моралью". Новая мировая правящая раса должна будет господствовать на земле. Ей противопоставляется стадо людей, которое само в себе несёт инстинкт к самосохранению, реализующийся как против вырождающихся (преступников), так и против "выдающихся над толпой". Только "высшая раса" обладает чувством благородства, "аристократичностью".



1 2 3
informsky.ru