там начинается песнь тех, кто необходим, мелодия единожды существующая и невозвратная. Туда, где оканчивается государство, туда смотрите, братья мои! Разве вы не видите радужное небо и мост, ведущий к сверхчеловеку? - так говорил Заратустра».
В контексте вечной борьбы различных воль к власти, насильственного характера самой жизни Ницше развивал и свои взгляды на войну. При этом он нередко, подобно Гераклиту, называл войной всякую борьбу в потоке становления. В таком по преимуществу философско-мировоззренческом аспекте Ницше восхвалял войну и отвергал мир. «Собратья по войне! - обращается ницшевский Заратустра к своим слушателям. - Любите мир как средство к новым войнам. И притом короткий мир - больше, чем долгий - Вы говорите, что благая цель освящает даже войну? Я же говорю, что благо войны освящает всякую цель. Война и мужество совершили больше великих дел, чем любовь к ближнему».
Метафизически оправдывая войну, Ницше связывал с ней свои надежды на новую высокую культуру. «...Война для государства такая же необходимость, как раб для общества». Именно поэтому он расценивал войну и военное сословие как прообраз государства.
Как реально-политическое явление войну Ницше освещал, исходя из тех же критериев, что и при трактовке государства и политики вообще. Он за войну на службе у аристократической культуры, а не за культуру на службе у войны. «Против войны, - писал он, - можно сказать: она делает победителя глупым, побежденного - злобным. В пользу же войны можно сказать: в обоих этих действиях она варваризирует людей и тем делает их более естественными; для культуры она есть пора зимней спячки, человек выходят из неё более сильными для добра и зла.
Остро критикуя социалистические идеи, Ницше полагал, что социализм даже желателен в виде эксперимента. «И в самом деле, - писал он, - мне бы хотелось, чтобы на нескольких больших примерах было показано, что в социалистическом обществе жизнь сама себя отрицает, сама подрезает свои Корни». Социалисты, отмечал он, отрицают право и правосудие, индивидуальные притязания, права и преимущества и тем самым отвергают само право, так как «при общем равенстве никому не будут нужны права». В весьма чёрных красках изображал он и будущее законодательство при социализме.
«Если бы они, - рассуждал он о социалистах, - когда-нибудь стали сами предписывать законы то можно быть уверенным, что они заковали бы себя в железные цепи и требовали бы страшной дисциплины - они знают себя! И они подчинялись бы этим законам с сознанием, что они сами предписали их». Резкой критике подверг Ницше и подход социалистов к государству. В этой связи он отмечал, что социализм, стремясь к устранению всех существующих государств, «может рассчитывать лишь на краткое и случайное существование с помощью самого крайнего терроризма». Как бы предугадывая облик грядущего тоталитаризма, Ницше говорил об уничтожении личности при социализме, реформировании её в целесообразный орган общественного союза, о режиме верноподданнической покорности всех граждан абсолютному государству.
Устойчивость высокой культуры и содействующего ей типа государства, по утверждению Ницше, ценнее свободы.

3 Концепция права  Фридриха Ницше

Политические, а особенно правовые взгляды Ницше, изложенные им далее в период наивысшего творческого подъема, отличались разрозненностью и противоречивостью. Ницше не создал стройной и логически завершенной политико-правовой теории.
В основу оценки реальной государственной действительности Ницше положил показатели уровня развития культуры, поощрения в человеке естественных инстинктов, а также закрепления господства аристократии.
Право, по Ницше, нечто вторичное, производное от воли к власти, её рефлекс. С этих позиций он атакует различные версии исторически прогрессивной интерпретации естественно-правовой доктрины, отвергает идеи свободы и равенства в человеческих отношениях, обосновывает правомерность привилегий, преимуществ и неравенства.
Неравенство прав Ницше рассматривал как условие того, что права вообще существуют. Право есть преимущество. Каждый вид бытия имеет своё преимущество, «Неправота» - утверждал он, - никогда не заключается в неравных правах, она заключается в притязании на «равные права». Справедливость, по Ницше, состоит в том, что люди не равны, и правовая справедливость, таким образом, исходит из принципа неравенства правовых притязаний различных индивидов - в зависимости от того, относятся ли они к сильным аристократическим верхам или представляют собой ординарные «нули» толпы, смысл и предназначение которой - в служении «вождям» и «пастырям» стада. Человек сам по себе, взятый вне контекста его служения верхам не обладает ни правами, ни достоинствами, ни обязанностями.
Право, по Ницше, результат войны и победы. Он солидаризируется с «правовым инстинктом» древних: «Победителю принадлежит побеждённый с женой, детьми, всем имуществом.
Правовые идеи Ницше складывались на стыке естественно правовой школы и теории насилия. Право у Ницше имеет в своем основании силу (власть) и "некого рода равенство положения". Сочетание этих, казалось бы, внешне несовместимых начал послужило у Ницше базой для утверждений о существовании "права сильнейших" и "права слабейших" и обусловленности права законом.
Зависимость права от силы и всемирных законов "вечного возвращения" и "воли к власти" предопределяет его назначение не как цели государственной политики, а как средства поддержания господства.
Отвергая прочие трактовки естественного права, Ницше вместе с тем стремится выдать именно свои представления о праве войны и победителя, аристократически-кастовом правопорядке и т. д. за подлинное естественное право.
С позиций такого правопонимания он отмечает, что подобно праву необходимой обороны следует признать и право необходимой агрессии. Право победителя в войне тем самым резюмирует борьбу различных воль к власти и служит основой аристократического правопорядка.
«Без договора, - писал Ницше, - нет права. В этом смысле право характеризуется им как признанная и засвидетельствованная власть. К договору о праве (правах и долге) и его соблюдению ведут соображения разума, страха и осторожности. В соответствии с договорным правом наш долг - это права других на нас, а наши права - та доля нашей силы, которую другие не только признали, но и охраняют.
Отход от аристократических стандартов также и в сфере права квалифицируется им как декаданс и нигилизм, вырождение «здоровых» правовых инстинктов в стадные. Современные ему либеральные, и демократические идеи, установления и законы он резко критиковал как «стадное законодательство», рассчитанное на средний сорт людей и направленное, против исключений.

Заключение

В данной работе были исследованы политико-правовые взгляды Фридриха Ницше.
Фридрих Ницше - видный мыслитель второй половины XIX века, внесший существенный вклад в развитие общественной мысли, занимался главным образом проблемами философии и не ставил перед собой специальной задачи создания цельного политико-правового учения.
С первого взгляда, рассуждения философа о государстве и праве имеют разрозненный характер, но внутренняя связь между ними имеется и определяется их обусловленностью своеобразной философской концепцией мыслителя. Так как свои общечеловеческие суждения Ницше с неизбежностью связывал с важными проблемами государства и права, то он внес определенный вклад и в развитие политико-правовой мысли.
«Воля к власти» как считал Фридрих Ницше, - это ненасытное стремление воли к проявлению власти, к господству. Человек - «страдающее существо» так как человек пытается отойти от животного начала, руководствуясь разумом. Человек должен опираться на четыре заблуждения: истина, мораль, свобода, право. При их отсутствии человек останется зверем.
Идеальное государство, по мнению Фридриха Ницше - государство аристократического типа. Он отвергал демократию, потому, что аристократическим государством легче управлять благодаря той силе, которая заключена в руках правителя. В идеальном государстве общество должно состоять из трёх слоёв - первый слой - правящие гении; второй - исполнители гениев, воины, стражи права, блюстители закона; третий - простые люди, исполняющие тяжёлый физический труд. Разделение на эти слои зависит от неодинакового наличия «воли к власти» у представителей всех трёх слоёв. Перед человечеством должна быть цель, иначе оно погибнет. Спасти человечество может только сверхчеловек. Сверхчеловек - это законодатель, стоящий выше морали и религии, избравший своим оружием ложь, насилие и беззастенчивый эгоизм.
Политические и правовые взгляды Ницше отличались значительной степенью связанности общефилософской концепцией. Таковы его суждения о невозможности охраны личности и развития культуры в идеальных государствах, об аристократическом кастовом строе, о необходимости замены в интересах личности "права на жизнь" "правом жить", означающим разрешение индивидууму самостоятельно решать вопрос о своей жизни или смерти. Своеобразны, хотя и консервативны, подходы Ницше к "праву господ" и "праву рабов".
Ницше также высказал спорные и политически опасные суждения о том, что к государству и праву нельзя подходить с нравственной точки зрения, поскольку они находятся "по ту сторону добра и зла". Философ по-своему заметил отрицательные тенденции в развитии демократических государств современной ему эпохи: недооценка роли индивидуума и его культурного развития, низкий этический уровень политиков и представителей власти, популизм в практике парламентаризма и реализации идей народовластия.

Список использованной литературы

1. Генезис нигилизма Ницше // Законность, оперативно- розыскная деятельность и уголовный процесс:Материалы международной научно-практической конференции 9-10 апреля 1988 г. СПб., 1998.0,2 печ. л.
2. Философские основы политико-правового учения Фридриха Ницше. СПб., 2000.4 печ. л.
3. Ницше о государстве и праве. М., 2004.3,47 печ. л. Подписано в печать 24.01.05 Формат 60x84 1/16 Усл.печ.л. 1.3. Тираж 100 экз. Заказ № 234 Отпечатано ООО «Макс Софт» 1970356, Россия, Санкт-Петербург, Арсенальная наб., д. 78




1 2 3
informsky.ru