Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законами. Одним просвещением и деятельностью просвещенных монахов нельзя достичь политических результатов. Идеал Платона отвергал, следуя скорее Аристотелю и утверждая, что законы, а не люди должны управлять государством. В преобразованном государстве возможно наилучшим способом обеспечить права подданным. В духе учения Ш.Монтескье о правах гражданских и политических Сперанский  анализирует понятия: рабство политическое  и свобода политическая, рабство гражданское  и свобода гражданская. Под политическим рабством он понимал такое состояние, "когда воля одного - закон для всех", а политическую свободу определял как подчинение всех и каждого законам, а также предоставление избирательного права, обеспечивающего участие подданных в действиях законодательной и исполнительной власти.

1.    Политические идеи Н.М.Карамзина

Николай Михайлович Карамзин - писатель, историк, мыслитель. Родился в Сибирской губернии, в дворянской семье. Определенное влияние на формирование взглядов оказало русское масонство. Он отстаивал идеи божественного творения и непосредственного влияния Бога на судьбы людей. В то же время Карамзина связывал прогресс общества с развитием наук, искусства и просвещения. Н.М.Карамзин призывал к освоению европейского философского наследия. В социальной философии был поклонником Дж. Локка и Ж.Ж.Руссо. Карамзин верил в силу разума, в творческий потенциал человека.
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), литератор и придворный историограф, почетный член Петербургской академии наук (избран в 1818 г.), стоит у истоков консервативной традиции в русской политико-правовой мысли. Его политическая концепция изложена в "Истории государства Российского" (12 томов "Истории" были изданы в 1816-1829 гг.) и "Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношении" (1811), адресованной Александру I и направленной против М.М. Сперанского.
Политико-правовые взгляды Н.М. Карамзина формировались под влиянием Великой французской революции. Он говорил, что собрание в Париже подтверждает его выводы о путях его развития - путь постепенного эволюционного развития без всяких революций в рамках тех условий, которые свойственны данному народу и в данное время. Революционным преобразованиям противопоставляется историческая традиция. В прямой зависимости традиции, институты развивают у Карамзина политическую форму государства. Он признавал республику политической организацией и отдавал предпочтение республике, но при этом ставил возможное существование республики в зависимое состояние от правового состояния общества.
Он считал, что поскольку традицией, исконным институтом России было самодержавие, основной тенденцией социально-политического развития является эволюция самодержавной власти. Главное содержание - определять развитие просвещения. Эта тенденция должна привести к такому состоянию, в котором самодержавие будет совещаться со своими подданными, вовлекая их в управление государством. В то же время этот процесс не должен привести к упразднению сословий. Он будет способствовать их счастливому сближению, которое впоследствии необходимо закреплять законодательно.
Но Карамзин резко осуждает какие бы то ни было попытки учреждения конституции, в чем-то ограничивающей власть царя. В монархе соединяются все власти. Карамзин соглашается с тем, что власть самодержца имеет границы. Монарх может все, но он не может законно ограничить свою власть, т.е. самодержец не имеет права упразднить самодержавие. "Дворянство и духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми - Государь, единственный законодатель, единственный источник властей. Вот основание Российской монархии..."
Карамзин протестовал против преобразования государственных учреждений. "Всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надобно прибегать только в необходимости: ибо одно время дает надлежащую твердость уставам; ибо более уважаем то, что давно уважаем, и все делаем лучше от привычки". Главной ошибкой законодателей своего времени Карамзин называет создание новых государственных учреждений - разных министерств, Государственного совета и пр.
Идее естественного равенства людей, свойственной Просвещению, Карамзин противопоставляет суждение: "В государственном общежитии право естественное уступает гражданскому". Право, государство, сословный строй России он связывает с идеей самобытного народного духа.
Консерваторов объединяет неприятие идей классической школы естественного права, теории общественного договора и ценности представительной демократии. Консерватизм признает ограниченность человеческого разума в деле преобразования общества. Консервативное мировоззрение исходит из того, что все преобразования должны опираться на исторический опыт общества.
В русской политико-правовой традиции XIX в. обычно выделяют две волны консерватизма.
1. 20-40-е гг. - реакция на либеральный дух начала царствования Александра I (Н.М. Карамзин, М.М. Сперанский в последние годы своей жизни, а также ранние славянофилы, такие, как И.В. Киреевский и А.С. Хомяков)
2. 60-90-е гг. - "пореформенный консерватизм", реакция на либеральные реформы Александра II.
Под воздействием Французской буржуазной революции конца XVIII в. Н.М. Карамзин отвергает необходимость революционных преобразований в обществе, он подчеркивает, что попытка осуществить мечту о всеобщем равенстве сделала французов несчастными, критикует индивидуализм политико-правовой и философской мысли эпохи Просвещения.
Обосновывая незыблемость монархической формы правления, Н.М. Карамзин обращается к русской истории: Россия все-ми своими победами обязана самодержавию .
Для Карамзина характерно патриархальное восприятие личности монарха (как отца всех подданных), из этого следует, что царская самодержавная впасть (как отцовская власть в семье) не может быть ничем ограничена, она должна передаваться по наследству, между монархом и народом должны складываться отношения взаимного нравственного доверия, что чрезвычайно необходимо для сохранения и развития монархии. Карамзин определяет границы вмешательства монарха в жизнь общества: монарх не должен ломать исторически обусловленные народные привычки, пытаться изменить народный дух. В этом смысле Петр I воспринимается Н.М. Карамзиным как тиран.
Карамзин настойчиво подчеркивал, особое место России в мировой истории, обусловленное особым евразийским положением страны. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1996г. стр.157
Планы Сперанского вызвали резкую критику со стороны консервативного дворянства. Карамзин подал царю Записку о древней и новой России (1811), в которой обрушился на проекты Сперанского (в 1812г. подвергся опале и был выслан из Петербурга).
В "Записке" Карамзина исследовались формы правления для России. Осуждалась тирания (например, Ивана IV) как режим, нарушающий естественные, положительные и нравственные законы. Но монархия как форма -- это наиболее надежная организация власти, порядка и стабильности. В "Записке" писатель подверг резкой критике все мероприятия, проводимые правительством, считая их несвоевременными и противоречащими " духу народа " и исторической традиции. Выступая за просвещение, он в то же время защищал самодержавие, доказывая, что Россия "основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спаслась мудрым самодержавием". Он доказывал, что дать крестьянам свободу означает навредить государству: "Мне кажется, что для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу".
Высказывая некоторые симпатии республиканской форме правления идеалом для России Карамзин считал сильную монархическую власть опирающуюся на законы и осуществляющую нравственное воспитание и просвещение народа.
Карамзин выступал против разделения власти. Всю власть должен соединять государь, "отец и патриарх" народа. Не формальные перемены (создание Государственного совета и министерств) могут помочь делу, не создание системы представительных учреждений, но правильный выбор управителей, подбираемых по их качествам, способностям и преданности престолу и России.
Карамзин критически оценивал положения "Указа о вольных хлебопашцах", полагая, что не они, а помещики могут быть основными заготовителями хлеба. Дворяне - основная опора трона, их надзор за крестьянами обеспечивает порядок и спокойствие. Требуется не отмена крепостного права как системы, а установление "благоразумной власти помещика", умеренного оброка, определенных законом размеров барщины и т.п. Власть помещиков над крестьянами должны контролировать губернаторы.
Общей мыслью Карамзина было то, что стране нужны не реформы, а "патриархальная власть". По его мнению, " дела пойдут в России как должно, если вы найдете в России 50 людей умных, добросовестных ", которые ревностно станут блюсти "вверенное каждому из них благо" россиян. Историк-публицист призывал вопреки Сперанскому быть "осторожнее в новых государственных творениях, стараясь всего более утвердить существующие и думая более о людях, нежели о формах".
Политико-правовые взгляды Н.М. Карамзина формировались под влиянием Великой французской революции. Он говорил, что собрание в Париже подтверждает его выводы о путях его развития - путь постепенного эволюционного развития без всяких революций в рамках тех условий, которые свойственны данному народу и в данное время. Революционным преобразованиям противопоставляется историческая традиция. В прямой зависимости традиции, институты развивают у Карамзина политическую форму государства. Он признавал республику политической организацией и отдавал предпочтение республике, но при этом ставил возможное существование республики в зависимое состояние от правового состояния общества.
Он считал, что поскольку традицией, исконным институтом России было самодержавие, основной тенденцией социально-политического развития является эволюция самодержавной власти. Главное содержание - определять развитие просвещения. Эта тенденция должна привести к такому состоянию, в котором самодержавие будет совещаться со своими подданными, вовлекая их в управление государством. В то же время этот процесс не должен привести к упразднению сословий. Он будет способствовать их счастливому сближению, которое впоследствии необходимо закреплять законодательно. Но, Карамзин резко осуждает какие бы то ни было попытки учреждения конституции, в чем-то ограничивающей власть царя. В монархе соединяются все власти. Карамзин соглашается с тем, что власть самодержца имеет границы. Монарх может все, но он не может законно ограничить свою власть, т.е. самодержец не имеет права упразднить самодержавие.

Список используемой литературы

1. Акмалова А.А, Капицын В.М. История политических и правовых учений: вопросы и ответы. -М., ИД "Юриспруденция", 2005г. - С.412
2. Великие государственные деятели России. /Под ред. Киселева А.Ф. - М., 2003. - С.317
3 Крылов М.Э. История политических и правовых учений. -М.: Изд-во РИОР, 2007г. - С. 386
4. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2006г. - С. 355




informsky.ru
1 2 3