Право собственности на природные ресурсы

Содержание   

1.    Право собственности на природные ресурсы
1.1.    Понятие содержание и формы права собственности на природные ресурсы, объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы
1.2.    Право частной собственности на природные ресурсы
1.3.    Право государственной собственности на природные ресурсы
1.4.    Право муниципальной собственности на природные ресурсы
1.5.    Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы
1.6.    Защита права собственности на природные ресурсы

1.    Право собственности на природные ресурсы

1.1. Понятие содержание и формы права собственности на природные ресурсы, объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы

Природные ресурсы, в отличие от таких вещей как предприятие, дорога удовлетворяют как объекты собственности различные потребности человека- экологические, экономические, оздоровительные, рекреационные, эстетические, культурные и иные, т.е. имеют различную потребительскую стоимость. В совокупности соответствующие характеристики природных ресурсов и объектов образуют благоприятную окружающую среду. Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: правовой институт и совокупность правомочий собственника.
Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы, которые образуют предмет ряда отраслей в системе российского права. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.
Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст.9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. Согласно ст.129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В ст. 209 ГК РФ воспроизведено положение ст.36 Конституции РФ относительно того, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируются законодательством РФ.
Под правом  собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.
Субъективное право собственности на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Оно закрепляет за его обладателем экономическую власть над условиями производства.
В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории. Растительный мир органически связан с землей и его тоже можно рассматривать как объект права собственности. В качестве собственника растительного мира  выступает собственник земли.
Субъектами права собственности являются физические и юридические лица, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. Управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ (под управлением понимается распоряжение природными ресурсами). Природоресурсное законодательство (земельное, водное, горное) часто наделяет правомочием распоряжения соответствующими природными ресурсами специально уполномоченные государственные органы (управления использованием и охраной земель, вод, недр).
Помимо государства, появились три новых вида субъектов права собственности на природные ресурсы- физические и юридические лица и муниципалитеты. Субъектами муниципальной собственности являются города, поселки, станицы, районы и другие муниципальные образования.

1.2.    Право частной собствен6ности на природные ресурсы

Ст. 9 Конституции РФ установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. В ст. 36 Конституции прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности.
Согласно ст.36 Водного кодекса РФ, обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством. В ст.40 уточняется, что в собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты- небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным законодательством РФ.
Лесной кодекс РФ тоже предусматривает право частной собственности граждан и юридических лиц на древесно- кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке  (ст.20). Они вправе владеть, пользоваться, распоряжаться указанной древесно- кустарниковой растительностью в соответствии с требованиями лесного законодательства РФ. Древесно- кустарниковая растительность, которая появилась в результате деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юр. лицу,  является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.
Право частной собственности на землю регулируется многими законодательными и иными нормативными актами. Основным является земельный кодекс. Цели, для которых земельные участки могут быть переданы в частную собственность, а также право на их продажу регламентируются Законом РФ "О праве граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства". ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрел некоторые особенности права собственности на сельскохозяйственные земли, касающиеся приватизации земель при организации крестьянских (фермерских) хозяйств.
Значительная роль в регулировании отношений частной собственности на землю принадлежит указам Президента РФ. Так, Указом от 27 декабря 1991 г. "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" предусмотрен механизм приватизации земель при реорганизации колхозов и совхозов, а также право граждан на распоряжение земельными участками. Отношения платы за земельные участки урегулированы Указами от 2 марта 1992 г. "О порядке установления нормы бесплатной передаче земельных участков в собственность граждан"; от 14 июня 1992 г. "О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий" и "Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности".
1 2 3 4
informsky.ru