Указ от 23 апреля 1993 г. "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками" установил порядок оформления прав на вновь предоставленные земельные участки, а также порядок перерегистрации прав на земельные участки, ранее предоставленные гражданам в пользование.
В целях упорядочения приобретения гражданами и юр. лицами права собственности на земельные участки под объектами недвижимости, расположенными в сельской местном, был принят Указ от 14 февраля 1996 г. "О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности". В соответствии с ним граждане и юридические лица, получившие в собственность здания, сооружения или иную недвижимость в сельских населенных пунктах и на землях сельскохозяйственного назначения (далее именуется- объекты недвижимости) вправе приобретать в собственность и земельные участки, на которых расположены указанные объекты недвижимости, за плату или бесплатно.
В связи с нерешенностью вопроса правового регулирования земельных отношений для защиты конституционных прав граждан на землю впредь до принятия ЗК РФ был принят указ от 01.03.1996г. "О реализации конституционных прав граждан на землю". Он установил, что земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991г. и находящиеся в их пожизненном пользовании сохраняются за ними в полном размере. Запрещено обязывать граждан выкупать эти участки или брать в аренду.
Собственнику земельной доли без согласия других участников долевой собственности предоставлен широкий круг прав, включая право:
- передавать земельную долю по наследству;
- использовать земельную долю для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства;
- продать земельную долю;
- подарить земельную долю;
- обменять земельную долю на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве;
- передать земельную долю в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства;
- передавать земельную долю на условиях договора ренты и пожизненного содержания;
- внести земельную долю или право пользования этой долей в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации.
В соответствии со ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законом о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц. Если  иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся на границах этого участка поверхностей (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения.
В указанной главе ГК РФ регулируется порядок совершения сделок с землей (купли- продажи, залога, дарения, наследования).
Право на получение земельного участка для ведения крестьянского хозяйства имеют граждане, достигшие 18-ти летнего возраста, имеющие опыт работы в сельском хозяйстве и соответствующую квалификацию либо прошедшие специальную подготовку. Преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающ0ие в данной местности. Отказ в предоставлении земельного участка может быть обжалован гражданином в суде.

1.3.    Право государственной собственности на природные ресурсы

Право государственной собственности на природные ресурсы установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира, др.
При этом встает вопрос разграничения права государственной собственности на природные ресурсы между субъектами- РФ и ее субъектами. В соответствии со ст.72 Конституции РФ разграничение права государственной собственности отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, также отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами, что является природным достоянием.
Т.о., в соответствии с Конституцией РФ Российская федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы.
В Федеративном договоре закрепляется право собственности республик на свои природные ресурсы. Во втором разделе Конституции предусматривается, что в случае несоответствия Федеративного договора положениям Конституции, действуют положения Конституции.
К федеральным природным ресурсам могут относиться:
- земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;
- земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объект; ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;
- земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, над национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;
- виды растений и животных, занесенные в Красную книгу РФ;
- виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, попадающим под действие международных договоров;
- месторождения полезных ископаемых, имеющих общегосударственное значение;
- водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов РФ, а также пограничные и трансграничные водные объекты;
- иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.
Исключительно к федеральной собственности в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992г. "Об охране природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны РФ" отнесены ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны РФ.
Вопросы разграничения объектов федеральной, региональной и местной собственности применительно к особо охраняемым природным территориям решены ФЗ от 14.03.1995г. "Об особо охраняемых природных территориях".
Соответственно особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.
informsky.ru
1 2 3 4