informsky.ru
Гааге и получит некоторую финансовую поддержку ООН, особенно в случаях, когда Совет Безопасности будет передавать ему дела для расследования (статьи 3, 13(b) и 115(b). Взаимоотношения между Международным уголовным судом и ООН будут подробно определены в специальном соглашении, которое будет обсуждено и одобрено Ассамблеей государств-участников Статута (статья 2). Эта Ассамблея, состоящая из представителей всех государств-участников, будет также отвечать за принятие решений по таким вопросам, как управление делами и бюджет Суда, а также принятие в будущем поправок к Статуту (статья 112). Расходы Суда и Ассамблеи государств-участников будут покрываться из фондов Суда, которые предоставляются государствами-участниками по согласованной шкале начислений, а также ООН и любыми добровольными жертвователями (статьи 114 - 116). Таким образом, государства - участники Римского Статута будут играть значительную роль в управлении Судом. Чтобы Суд реализовал свой потенциал, ему необходима помощь государств в обеспечении соблюдения правил, законов и норм, запрещающих совершение серьезных преступлений, которые вызывают озабоченность всего мирового сообщества.
Однако Международный уголовный суд предназначен для того, чтобы дополнять, а не замещать национальные системы уголовного правосудия. Этот принцип дополнительности служит гарантией того, что Суд будет вмешиваться лишь в тех случаях, когда национальные суды будут сами не в состоянии или не пожелают начать или провести судебное разбирательство (эти обстоятельства тщательно изложены в Статуте, статья 17(1). Поэтому Суд не будет посягать на юрисдикцию каждого отдельного государства в отношении преступлений, входящих в Статут.

2.2. Компетенция Международного уголовного суда.
Внутренняя компетенция суда ограничена тремя группами преступлений:
- преступление, состоящее в геноциде (тяжкое преступление, осуществлённое с намерением целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую);
- преступления против человечности (осуществлённые как часть масштабного или систематического преследования, направленного против любого мирного населения, причём о преследовании преступнику известно);
- военные преступления (нарушения законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др.)
Четвёртое преступление, входящее в компетенцию Международного уголовного суда - это агрессия. Однако во время переговоров в Риме стороны не смогли прийти к единому определению этого преступления, и поэтому было решено, что на данный момент Суд не может осуществлять правосудия по вопросам, связанным с преступной агрессией.
Время. Компетенция Суда ограничена также и во времени, а именно преступлениями, совершёнными после 1 июля 2002 года, даты вступления Римского статута в силу. Если некоторый конфликт - например, война в Уганде - продолжается уже двадцать лет, то компетенция Суда ограничена теми действиями, которые были там совершены после 1 июля 2002 года.
Территория и гражданство. В компетенцию Суда входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника. Если не соблюдается ни личный, ни территориальный принцип, Суд не может действовать. Это положение гарантирует право государств решать, подвергать или нет своих граждан или свою территорию юрисдикции МУС.
Однако у этого принципа есть одно исключение: Совет Безопасности ООН может, посредством резолюции, принятой согласно главе VII Устава ООН, передать в Суд некоторую ситуацию, затрагивающую преступления, которые совершены ни на территории государства-участника, ни гражданами государства-участника. Совет Безопасности воспользовался этим правом, когда передал в Суд ситуацию в Дарфуре. Судан не является государством-участником Международного уголовного суда.

3.Правовая помощь государств по уголовным делам.
Рост преступности и ее интернационализация сделали борьбу с ней одной из главных социальных проблем и обусловили необходимость международного сотрудничества в деле ее решения.
В борьбе с общеуголовными преступлениями и преступлениями международного характера основными средствами являются национально-правовые, а международно-правовые - дополнительными. В борьбе с международными преступлениями основными средствами служат международно - правовые.
Целью международного сотрудничества по борьбе с уголовной преступностью является создание международных условий неотвратимости наказания за совершение уголовных преступлений - осуществление общей и частной превенции уголовной преступности, что выражается в форме выдачи преступников и оказания правовой помощи при судебном разбирательстве и исполнения уголовного наказания.
Международное сотрудничество государств по борьбе с уголовной преступностью осуществляется путем заключения двусторонних либо многосторонних соглашений и договоров, а также создания международных организаций.
Основными формами международного права являются многосторонние и двусторонние договоры (конвенции, протоколы, соглашения) о международной борьбе с преступностью, о выдаче преступников, правовой помощи по уголовным делам; международные акты о правах и свободах человека и гражданина; Устав Интерпол; международные соглашения правоохранительных органов различных государств о борьбе с преступлениями, ее информационном, криминалистическом, оперативно-розыскном, научно-техническом и правовом обеспечении.
В настоящее время в международном сотрудничестве по борьбе с уголовной преступностью преобладают двусторонние договора и соглашения об экстрадиции и договора о правовой помощи.
В 1990 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила типовой договор о взаимной помощи по уголовным делам.  В договоре о правовой помощи, прежде всего, решаются вопросы выдачи преступников и связанные с этим юридические действия, в частности, составление и пересылку документов, проведение обысков, изъятие и передачу вещественных доказательств, проведение экспертизы, допрос обвиняемых, свидетелей, экспертов и других лиц, судебный осмотр и т.д. Кроме того, в договорах о правовой помощи содержатся -нормы определяющие взаимные обязательства государства относительно выдачи по требованию друг друга лиц, совершивших преступление, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора.
Необходимо отметить, что в оказании помощи может быть отказано, в частности, если запрашиваемое государство полагает, что это нанесет ущерб его суверенитету, безопасности, общественному порядку или иным важным интересам общества; если помощь несовместима с его законами; если совершенное деяние является преступлением лишь по военному праву.
В 1990 г. Генеральная Ассамблея приняла также типовой договор о передаче уголовного преследования. Главная область применения - случаи, когда обвиняемый возвратился в государство своего гражданства и выдача его невозможна, поскольку не допускается законом. В таких случаях может иметь место передача уголовного преследования государству гражданства обвиняемого, разумеется, при условии, что деяние считается преступным в обоих государствах (принцип двойной криминальности, двойной преступности деяния). Запрашиваемое государство может отказать в просьбе о преследовании, если подозреваемое лицо не является его гражданином или постоянно в нем не проживает; если деяние является преступным только по военному праву; если преступление связано с налогами, акцизами, таможенными или валютными правилами и, наконец, если деяние рассматривается запрашиваемым государством как политическое преступление.
Борьба с преступлениями международного характера осуществляется и с использованием многосторонних международно-правовых форм, заключением международных многосторонних конвенций, к примеру, Конвенция о борьбе с захватом заложников, Конвенция о физической защите ядерного материала и др.
Ибо в международных конвенциях, определяется международная и национальная общественная опасность подобных деяний, которые посягают на международный и национальный правопорядок. В них происходит согласование квалификации преступных деяний, содержат определение и субъект преступлений, а также непосредственные обязательства государств по координации мер борьбы по предотвращению и пресечению преступлений международного характера, нормы по установлению юрисдикции государств над преступлениями и преступниками.
Международное сотрудничество по борьбе с военными преступлениями осуществляется в основном в тех же формах, что и сотрудничество в борьбе с преступлениями международного характера.
В Российской Федерации   правовые   основы международного   сотрудничества по уголовным   делам   урегулированы:   Конституцией РФ;   отдельными     нормами   УК РФ,    УПК РФ,   законодательства   о





1 2 3 4 5 6 7 8 9 10