Содержание

Введение:
1. Понятие и признаки правового государства
2. Система разделения властей в правовом государстве
3. Верховенство закона
4. Права и свободы человека в правовом государстве
5. Взаимные обязанности и ответственности личности и государства.
Социальная и юридическая защищённость личности
6. Практика становления правового государства в России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Во все времена в юридической науке одной из актуальных тем, была тема правового государства, а ныне это одна из центральных тем отечествен-ной юридической науки. В последние годы ей посвящено немало исследований, хотя многие проблемы ждут своего решения.
    Привычным для нашей науки и политической практики в недавнем прошлом был классовый подход к демократии, государству. В настоящее время преобладает взгляд на эти проблемы с точки зрения общечеловеческих идеалов и ценностей.
Термин правовое государство состоит из 2-х частей:
-  Государство - это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.
  - Право - это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.
    В общественном сознании все больше утверждается мысль о том, что основанное на демократических принципах правовое государство может стать эффективным орудием урегулирования конфликтов, возникающих в обществе, утверждения в нем законности и правопорядка.
Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательст-ва, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет уст-ройство государства, определяет компетенцию его органов.
В основу правового государства заложено равенство власти, гражда-нина, общества и права, их правовое равенство перед законом.
Высшая власть в правовом государстве - власть закона, которому в равной мере подчиняются все: от высших должностных лиц государства, органов государственной власти до рядовых граждан. Человек как субъект права свободен, распоряжаться своими силами, способностями, имуществом.
Право, являясь формой и мерой свободы, призвано максимально раз-двинуть границы, сковывающие личность.
Предметом рассмотрения в данной работе является изучение концеп-ции правового государства в классическом представлении, а также в его со-временном понимании. Для более полного раскрытия темы будет сделана попытка решения таких задач, как выявление признаков государства, которое претендует на провозглашение правовым, изучение проблематики отноше-ний власти и права.
1. Понятие и признаки правового государства
Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество. Свое освещение идея пра-вового государства получила в разные годы в работах различных ученых. Главенствующая мысль в концепции правового государства во всех работах выражается в том, что все исследователи выделяют связанность правового государства с правом, т.е. в центре внимания оказывается вопрос о соотношении права и государства, предлагаются различные способы противопоставить их, позволяющие обосновать самоограничение государства.
В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.
Ганс Кельзен утверждал, что государство должно быть представлено как сущность, отличная от права, для того, чтобы право могло оправдывать создавшее его и "подчиняющееся" ему государство. А право может оправдывать государство лишь в том случае, если оно мыслится как порядок, противоположный исходной природе государства, то есть власти. Государство, таким образом, из простого инструмента власти-насилия превращается в пра-вовое. И вообще, Кельзен приводит нас к выводу о том, что сущность "правового государства"  включает в себя не столько право, сколько справедливость и моральную правильность, что указывает на неюридическую природу рассматриваемого понятия.
Правовое государство не нашло полной реализации ни в древности, ни в средние века, ни в новейшее время.
   Идея о возможности построения правового государства  возникла во времена античности. Философ Платон различал 2 типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором - законы. И нужно стремиться к  этому. Государство будет процветать, "если закон владыка над правителями, а они его рабы".
    Другой античный философ Аристотель полагал, что в правильно устроенном государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут ошибаться, они могут быть подвержены страстям, закон же " уравновешенный разум".
   Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах Дж. Локка. Он писал, что до появления государства люди пребывали в естественном состоянии, что поражало у них чувство неуверенности. При образовании государства, люди отдали ему часть своих прав, чтобы государство, установив законы, охраняло их права. Локк выдвинул теорию "разделения властей".
   В основе современных концепций правового государства лежали идеи французского правоведа Монтескье и немецкого философа Канта. Кант выдвинул "категорический императив", согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия. По определению  Канта "право есть совокупность ус-ловий, при котором  произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общество перед законом, разрешение споров в судебном порядке".
Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния .
Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVIII-ХХ вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и государства, доминирование       общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом "дозволено все, что не запрещено законом", установление реальных гарантий прав и свобод личности.
Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического развития. Еще несколько лет назад словосочетание "правовое государство" привычно ассоциировалось с теми разделами университетского курса, где критиковались различные модификации западных доктрин с аналогичным названием, и провозглашалось "социалистическое правовое государство". Вызывает сомнение научная осмысленность самого сочетания "социалистическое правовое государство". Прилагательное "социалистический" указывает на господствующую форму собственности и на определенную идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима от мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового государства уже подразумевает антисоциалистичность, т. е. частную собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве делается попытка не только возродить идею правового государства, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым. 

1 2 3 4 5
informsky.ru