Правовая государственность невозможна без этой системы сдержек и противовесов, которая позволяет обществу защищать себя от попыток узурпации власти, от ее злоупотреблений, а именно, в своем идеале он должен означать, что решения, имеющие большое значение для народа, не могут быть приняты до тех пор, пока по этому вопросу не достигнуто соглашение со стороны всех ветвей власти. В противном случае, сосредоточенная в одних руках власть, будет принимать только выгодные для себя законы, будет использовать политические привилегии в своих интересах, в ущерб интересам народа.
Как известно, власть по общему правилу делится на законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательная власть - высшая власть в государстве, так как законы обязательны для всех. Бланкенагель А.О. выделяет три аспекта в проблеме законодательной власти.
Во-первых, он задает вопрос, что есть законодательная компетенция: право или обязанность.
Во-вторых, считает, что следует  определить границы законодательной власти. И, наконец, отмечает необходимость соответствия издаваемых этой властью законов конституции. Освобождение общественных отношений от сдерживающей их нормальное развитие власти неправовых норм создаст не-обходимые условия для объективного процесса возникновение, вызревания и формирования - на основе и в границах действующих правовых принципов - тех новых конкретных правовых норм, форм и отношений в различных сфе-рах жизни, которые и станут надлежащим источником и базой последующего законодательного восполнения пока что неизбежных и даже нужных пробелов в конкретных правовых нормах. В целом совершенствование научных основ законодательства призвано обеспечить господство правового закона, а следовательно и развитие правового государства в целом. Теория правового государства предусматривает контроль над актами законодателя, так что лю-бые нарушения права, т.е. конституции, влекут за собой недействительность законодательного акта.
Исполнительная власть обладает большими правами, в том числе пра-вом законодательной инициативы, правом вето, но ее деятельность должна быть подзаконна. "Концепция исполнительной власти в правовом государст-ве должна учитывать ее отношение к закону, последствия ошибочного при-менения закона и сам процесс применения закона" . Поэтому, говоря об этой ветви власти, следует не забывать, что ее действия неизбежно затрагивают сферу прав и свобод граждан, поэтому в данном случае требуется их непосредственное согласие, под которым мы понимаем закон. Т.е. исполнительная власть ограничена в своих правах и не имеет права посягать на закон.
О последовательном проведении в жизнь принципа разделения властей можно говорить лишь в том случае, если наряду с законодательной и исполнительной достаточно активно себя проявляет и пользуется независимостью судебная власть. Значение независимости судебной власти огромно как в интересах государства, так и в интересах отдельной личности. Судьи должны быть независимы от политических симпатий и интриг, и должны подчинятся только закону. Но принцип разделения властей не должен означать их разделения на уровне противоречия. Властность, как основной признак государства должна быть единой и целостной. Это единство не позволяет ставить вопрос, какая власть важнее? Иначе возникает ситуация, характерная для сегодняшней России. Борьба властей приводят к усилению коррупции, развалу экономики, снижению жизненного уровня народа.
По общему правилу, каждая из властей в соответствии со своей природой должна занять свое место в системе государственной власти.
Хотелось бы отметить еще один факт. Исследование сущности и признаков рассматриваемой проблемы говорит о том, что формирование правового государства сопряжено с наличием необходимых для этого условий. В числе их большое значение имеет достаточно высокий уровень развития эко-номики, культуры, нравственности, духовного потенциала общества в целом.
Делая выводы, необходимо отметить, что самым сложным в сущности правового государства является понимание и установление фиксированных отношений между властью и правом не только в силу суверенитета государства, но и потому, что само право создается властью, которая обладает преимущественным правом законотворчества. Поэтому власть должна себя ограничивать созданными ею же законами. Данную ситуацию самоограничения можно назвать противоестественной, но она существует на практике, и привела к "всевластию". И как оказывается, противоправная практика власти более трудно преодолима, чем аналогичная практика граждан, пытающихся действовать вне закона.
В современной России процесс становления правового государства находится на самой начальной стадии,  что делает особенно необходимым правильное понимание данного процесса.            
3. Верховенство закона
         В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность.
В правовом государстве законы регулируют наиболее важные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании.
Нормативно-правовые акты в зависимости от своей юридической силы, образуют систему законодательства.
Юридическая сила  - это степень подчиненности данного нормативно-правового акта, его местом в иерархии правовых актов. Конституция обладает высшей юридической силой. Ни один человек, ни одна ветвь власти не имеет право игнорировать конституцию. Там закреплены фундаменталь-ные основы жизнедеятельности общества.
Правовое государство также предполагает правовую устойчивость Конституции. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным характером. Вот почему бесконечные изменения, которые вносил Верховный Совет Российской Федерации в Конституцию Российской Федерации противоречили природе правового государства и делали нестабильной внутриполитическую обстановку в обществе. Если конституция выражает государственную волю общества, то ее изменение, обновление должно осуществляться в соответствии с ней, а не волей.
Необходимо максимально стремиться к тому, чтобы Конституция занимала реальное место в правовой системе, имела практическую ценность. Конституция закрепляет основные положения всех сторон государственной и общественной жизни, поэтому для практической реализации ее норм, как правило, необходимы вторичные законодательные акты, детализирующие конституционные установления в такой мере, в какой это необходимо для их претворения в жизнь. Однако в важнейших вопросах и сама Конституция должна быть в достаточной степени конкретной, чтобы выступать в качестве источника норм прямого действия, обязательных для государственных органов, должностных лиц. К числу таким норм, относятся те, которые закрепляют основные права, свободы и обязанности граждан, реальность которых не должна увязываться с наличием или отсутствием специального акта, касающегося механизма реализации указанной группы конституционных норм. 
Следом за Конституцией по юридической силе идут законы. Законы издаются по основным вопросам жизни общества. Они непосредственно выражают волю государства. Все остальные нормативно-правовые акты издаются на основе и во исполнение законов. Законы не подлежат утверждению со стороны другого государственного органа, кроме высшего представительного. Законы могут быть изменены или отменены только другими законами.
Кроме законов в систему законодательства входят подзаконные акты правительства, министерств и ведомств. Они регулируют отношения в пределах своей компетенции, внутри соответствующих областей экономики и подзаконные акты местных органов власти (регулируют вопросы местного значения).
В правовом государстве главное место по объему регулирования занимают законы. Число подзаконных актов должно быть как можно меньше. Очень важен вопрос о прямом действии законов, чтобы закон не обрастал инструкциями.
В правовом государстве должна существовать система контроля над тем, чтобы в законах проявилась общенародная, а не индивидуальная или групповая воля. Верховенство закона, не отвечающая общечеловеческим ценностям, может принести к установлению диктатуры система контроля должна гарантировать соблюдение законности, не допускать произвол.
В правовом государстве эти функции будут возложены на судебную систему. Суды являются проводниками Конституции. Они должны обладать правом проверки законности действий законодательной и исполнительной властей. На практике важна не сама Конституция, она является декларацией, а конституционная система, в которую входит судебная система конституционного надзора. Конституции СССР провозглашала многие права и свободы, но они не имели никакого отношения к действительности. С другой стороны, Англия никогда не имела Конституции, но она является демократической страной.
Законность и правовое государство - категории во многом тождественные, но у них несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в то время как правовое государство предъявляет подобное требование к государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового государства означает торжество закона, прежде всего в деятельности властных структур - государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и их должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную, объективную силу жизнедеятельность, которой не зависит от отношения к ней. 


informsky.ru
1 2 3 4 5