Для выполнения своих обязанностей государство выполняет ряд функций:
-  хозяйственно-организационную, в которой помимо прочих входит контроль за мерой труда и мерой потребления, налоговая политика и др. Государство должно следить, чтобы не политика, а экономика определяла экономическое развитие общества;
- правоохранительная функция;
-   социальная функция. Правовое государство должно обеспечить приемлемую жизнь для всех своих граждан. Это налоговое регулирование, обеспечение занятости населения, поддержка безработных. В обязанности государства входит поддержка здравоохранения,  образования, пенсионного обеспечения, культуры, науки;
-        экологическая. Правовое государство заинтересовано в сохранении окружающей среды, и оно должно сделать все, чтобы производство и контроль были сосредоточены в одних руках;
- функция правосудия. В демократическом государстве очень важно соблюдение демократических основ правосудия: осуществление правосудия только судом, образование судов на основе выборности, независимость судов, право граждан на судебную защиту, презумпция невиновности;
-  функция обороны от внешних врагов.
За невыполнение своих обязанностей граждане несут ответствен-ность. Особое место принадлежит юридической ответственности. Юридическая ответственность имеет целью показать правонарушителю, точнее оказать воспитательное воздействие на окружающих. Каждому виду правонарушения соответствует особый вид юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная.
В правовом государстве должны неукоснительно соблюдаться принципы юридической ответственности - законность, справедливость, целесообразность.
В правовом государстве не только граждане несут ответственность за не выполнение своих обязанностей, но и государство, все его органы и должностные лица несут ответственность за свои действия перед гражданами. Речь идет о взаимной ответственности государства с одной стороны и всех кто вступает с ним в правоотношения, с другой. Общество нуждается в контроле государством и его органами. Известно, что некоторые представители власти злоупотребляют своими служебными полномочиями, существует взяточниство.
Функции контроля за деятельностью государства возложена на суд, т.е. в компетенцию судов входит задача решать переступают ли границы дозволенного законом государственные органы. В компетенцию Конституционных судов входит контроль соответствия издаваемых законов конституции. Суды занимаются исками отдельных граждан к государству. Предмет исков вытекает из ошибок или нарушений, допущенных государственными орга-нами. Согласно законодательству, должностные лица, допустившие ошибки или злоупотребляющие власть, несут соответствующую ответственность.

6. Практика становления правового государства в России
Американский исследователь общественной жизни в России А. Валенский, пришел к выводу: "В России право отвергалось по разным причинам: во имя самодержавия или анархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства".
На протяжении 70 лет принцип правового государства отвергался советской властью. Только в 1988 году, в решениях 19 Всесоюзной партконфе-ренции, было записано, что перед Россией стоит цель - построение правового государства. Казалось, что достигнуть этого можно без особых усилий и быстро, но на практике мы видим, что растет правовой нигилизм, правовое бескультурье. Было принято много законов, соответствующих международным нормам права, но это привело к хаосу в стране. Например, право проводить митинги и демонстрации приводит к побоищам и жертвам, противоречит правам других людей на отдых и свободное передвижение в местах их проведения. Свобода торговли привела к нарушению прав потребителей, к антисанитарии, возрастанию угрозы здоровья покупателей. Отказ от уголовного преследования потребителей наркотиков, вылился в рост преступности.
Становится, очевидно, что невозможно построить правовое государство без решения продовольственной и жилищной проблем и преодоления материальной необеспеченности отдельных граждан. Экономический кризис сводит на "нет" все политические права.
В России на протяжении длительного времени отсутствовало понятие права. Поэтому сейчас, когда говорят о правовом государстве, имеют в виду не одно и тоже. Для кого-то это анархия, для кого-то торжество права, а для кого-то нравственное начало (совесть, честность).
Наиболее остро в России стоит вопрос о разделении властей. Это тормозит ход экономических реформ, возникает "война законов", это ослабевает механизм верховенства закона и его исполнения. Противоборство властей приводит к коррупции.
В России долгое время шла борьба между властными структурами за выбор между президентской и парламентской республикой. Борьба завершилась октябрьскими событиями, что едва не привело к гражданской войне. Все это дискредитировало саму идею построения правового государства. Многие хотят установления любой власти, лишь бы был порядок.
Созданы некоторые гарантии прав человека от произвола чиновников. Действует закон "об обжаловании в суде действий, нарушающих права и свободы граждан". Если ваши права ущемлены, вы можете пожаловаться в суд на все органы власти и управления.
Формирование нового законодательства, совершенствование и пересмотр старого - означает формирование новой правовой системы.
Приняты многие законодательные акты, создающие основы для развития демократии в нашей стране. Это Декларация о суверенитете, Закон о Президенте РФ,   закон о гражданстве, Декларация прав и свобод гражданина, закон о собственности, о статусе судей, о печати
Большой шаг на пути установления правового государства в России - установление политического и идеологического плюрализма, многопартийности.
Низкая правовая культура населения является тормозом на пути построения правового государства. Правовая культура - большая сила, если население ею обладает. Американский юрист Л. Фридмен приводит такой пример: он представляет правовую структуру в виде некой машины,  тогда правовая культура - то  и тот, кто решает включить или выключить машину и определяет, как она будет использована".
Правовая культура включает в себя: совершенное законодательство, отношения людей к закону, высокое правосознание населения. В России на данный период времени ничего из перечисленного не создано.
Заключение

Итак, мы выяснили, что правовое государство - это государство, в котором господствует право, и целью которого является благополучие личности и общества в целом.
Правовое государство, его становление есть суть системы обществен-ных отношений, формирующихся на основе общегуманистических и естественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами внутригосударственного права.
Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что правовое государство, и его становление - явление общечеловеческое и оно едино по своей изначальной сущности как мера свободы воли и поведения человека. Это один из важнейших факторов, который способствует становлению правопорядка в государстве и сотрудничеству людей с ним, принадлежащих к раз-личным социально-политическим, религиозным, идеологическим системам. Правовой механизм играет существенную роль в установлении взаимодействия правопорядка отдельного государства. Он создает необходимые условия для взаимного влияния, выработки интеграционных тенденций на принципах справедливости и равноправия. Отмеченные качества правового государства как такового позволяют взаимодействовать нормам внутригосударственного права в деле формирования правопорядка.
Что касается России, то хочется сказать, что, несмотря на провозглашение Конституцией РФ нашего государства как правового, наличие трех ветвей власти и т.д., на данный момент власть наша слаба, все важнейшие решения  принимаются неформальной элитой, которую нельзя отождествлять с каким-то органом власти. Сейчас она не способна защищать личность, правовая база не соответствует ситуации в стране, уровень экономического, со-циального, политического развития нашей страны не позволяет динамично воплощать характеристики правового государства. Поэтому формирование правового государства в России представляет собой проблему, решать кото-рую, видимо, придется длительное время, учитывая при этом чужие наработ-ки в этом направлении, исторический опыт, национальные особенности. В отношении последнего фактора уместно вспомнить слова Монтескье о том, что гражданские законы должны находиться в соответствии со свойствами народа, для которого они установлены, что только в чрезвычайно редких случаях законы одного народы могут оказаться пригодными для другого.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты.

1.    Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, М. 1995.
2.    Комментарий к Конституции Российской Федерации"/ Под редакцией Л.А. Окунькова. - М.: Издательство БЕК, 1994.
3.    Конституция Российской Федерации. Комментарий. Москва, Юри-дич. литератур", 1994.

Специальная литература.
1.    "Конституция, закон, подзаконный акт"/ Под редакцией Ю.А. Тихоми-рова. - М. Юрид. лит. 1994.
2.    Туманов В.А. Права человека и исполнительная власть. // Советское государство и право. 1990. № 2.
3.    Общая теория государства и права: Учебник./ Под ред. В. В. Лазарева. - М.: Юристъ, 1996.
4.    Коваленко А. И. Теория государства и права. М. 1994.
5.    Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. М., 1993.
6.    Мур Дж. "Верховенство права" Москва "Прогресс" 1993.
7.    Федоров В.Н. Современные идеи правового государства.М.1994.
8.    Фаткуллин Ф. Н. Основные учения о праве и государстве.: Учебное по-собие.- Казань: Изд. КФЭИ, 1997.
9.    Фриодмен Л. "Введение в американское право", Прогресс, М., 1992.
10.    Чуриков А., Винокуров А. Охрана прав и свобод граждан: обеспечение международных обязательств РФ// Законность. № 6, 1997.
11.    Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений. М. 1995.
12.    Спиридонов Л.И. Теория государства и права. СПб., 1995.
13.     "Верховенство права"  Сборник М. 1992г. " Прогресс".
14.    "История политических и правовых учений", М., Юр. лит-ра, 1991г..
15.    "Всеобщая декларация прав человека" Москва, 1993 г.
16.    "Факторы, влияющие на государственность" "Государство и право", 1993 год N 7.
17.     Алексеев С. С. Государство и право. М., Юр. лит-ра, 1993г..
18.     Гуменюк Т. А. О едином правовом пространстве как условии форми-рования правового государства. М., 1994 г..
19.    Бланкенагель А.О. О понятии правового государства. / Общественные науки, 1990 г.-  №2..
20.    Туманов В.А. "Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракур-се" "Государство и право"  1993 г..

informsky.ru
1 2 3 4 5