Глава II. Факты преодоления правового нигилизма

Определяющий фактор в системе правовых средств преодоления правового нигилизма - юридическая политика государства, которая создает у граждан и должностных лиц правовой настрой. Принципиальное значение в этой связи имеет утверждение в обществе идеи господства права. Однако от осознания идеи до ее воплощения - дистанция огромных размеров. И любые политико-юридические просчеты чреваты осложнениями.
Поэтому поспешные или недостаточно обоснованные решения правотворческих органов, создание ведомствами искусственных помех действию закона, нерешительное или неумелое использование правоохранительными учреждениями юридических средств в борьбе с опасными преступными проявлениями способны подтолкнуть отдельные силы в обществе к решению  неотложных социальных и остро политических проблем неправовыми средствами. Юридическая политика должна быть последовательной и достаточно радикальной. Только в этом случае она вызовет доверие и поддержку масс.
Стратегия правового развития должна быть сориентирована на личность, ее права и законные интересы должны занять центральное место в правовой системе. Личностная направленность юридической политики, несомненно, придаст авторитет правовой системе, будет способствовать восприятию ее населением как социально целостного института гражданского общества, а, значит,  будет преодолена правовая отчужденность граждан, преодолен или  значительно ослаблен правовой нигилизм.
Следующее крупное направление в системе мер преодоления правового нигилизма - кардинальная реорганизация системы нормативного и индивидуально-юридического регулирования в обществе, где главное значение будет иметь предоставление личности максимума юридической свободы для самовыражения. В   связи с этим актуальное значение  приобретает переход от декларирования к повсеместному воплощению  в правотворческую практику принципа правового регулирования  поведения граждан и их законных объединений.
Важное значение для преодоления правового нигилизма, укрепления у граждан доверия к праву имеет повышение авторитета закона. Изучение проблемы показывает, что доверия у граждан к закону можно добиться при условии, если закон:
1.Соответствует представлениям о справедливости, принят на основе достигнутого консенсуса и, таким образом, учитывает интересы больших групп людей (значит, осуществление такого закона будет выгодно для адресата, позволит с помощью предусмотренных в нем правовых средств решать те задачи, для обеспечения которых он принят);
2. Не имеет расхождений с передовыми моральными воззрениями и принципами, прогрессивными национальными и историческими традициями, соответствует достигнутому в обществе уровню культуры (значит закон доступен для восприятия и использования в практической деятельности граждан);
3.Имеет надлежащее  организационное и материальное обеспечение, отвечает международно-правовым стандартам (значит, соизмерение такого закона с международными пактами не вызывает у адресатов чувства неудовлетворенности национальным правом  и потому отпадают мотивы, по которым закон может быть отвергнут массовым сознанием);
4.Действует стабильно, а при его отмене или изменении не ухудшает  фактического и юридического положения добросовестных участников правоотношений.
Соответствие принимаемых законов отмеченным требованиям укрепит у людей веру в то, что не человек существует для закона, а закон для него.
Большое значение имеет ориентация правоприменения на максимально эффективное обеспечение прав и законных интересов личности.  Это обусловлено совершенствованием процедурного порядка применения права, признанием основным критерием оценки правоприменительной деятельности степени удовлетворенности населения  ее результатами, установлением ответственности должностных лиц за необязательность, должностной обман, принятие решений, ущемляющих гражданские права и свободы, и другие.
Преодоление правового нигилизма   в значительной  мере связано с созданием высококачественной системы правового обслуживания, в том числе правового информирования населения, действенностью юридического всеобуча, призванного повысить правовую компетентность граждан и должностных лиц, сформировать новый тип правового мышления личности как необходимое условие ее жизнедеятельности в условиях правового государства.

Заключение     
      
Проблемой правового нигилизма занимались многие ученые, правоведы, писатели и общественные деятели и просто люди,  для которых этот вопрос представляет интерес. Можно назвать такие имена как М.Н. Марченко, В.В. Лазарев, В.И. Гойман, В.А Туманов, Н.И. Матузов и другие. Несмотря на индивидуальность работ каждого из них, общим является то, что все они считают необходимым преодоление правового нигилизма, т.е. повышение правовой культуры населения. Все авторы указывают на то, что правовой нигилизм был и остается негативным явлением. В некоторых работах отмечаются и положительные моменты правового нигилизма, но это скорее исключения из общего правила. Были предприняты попытки различных классификаций форм этого явления - от личностного до общесоциального, от активного до пассивного и т.д.   Предлагались и разные пути преодоления правового нигилизма. Хотелось бы внести предложение по созданию  скоординированной программы действий по преодолению правового нигилизма и смежных с ним явлений. Эта программа должна быть общеобязательной и проводиться в жизнь на государственном уровне.
Общество осознало вред юридического нигилизма и поставило своей целью его преодоление в процессе формирования правового государства. Важно отметить усиление социально-политической активности людей. Именно такая активность позволяет осознать социальный потенциал и практическое значение права. За несколько лет перестройки возросла роль закона в жизни общества, и этот процесс будет идти дальше; неизмеримо в сравнении с прошлым повысилось внимание прессы к правовой проблематике. Поднялся престиж юридической науки и юридических знаний. Перечисленные факторы обнадеживают и их роль по мере успешного движения по пути правовой государственности, несомненно, будет возрастать.

Библиография

Нормативный материал
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. Официальное издание. -  М., 1993;Научная   и специальная литература
1.    Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д.Зорькина. - М.:  ИНФРА - М., 1998. - VI ;                      
2.    Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов в конце XIX  - начала XX вв. // Вопросы  философии. 1991. №8, С.25 - 37;
3.Гойман В.И. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция. 1990. №9, С.3 - 5;
4.Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М.,1977. 255 с;
5. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны "одной медали" //  Правоведение. 1994. №2, С.3 - 16;
6. Назаренко Г.В. Теория государства и права. М., 1998. С.97 - 98;
7. Спиридонов Л.И. Теория государства  и права. М., 1992;
8. Теория государства и права. Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА* М, 1999. - С. 334-336;
9.Теория государства и права. Под ред. В.В.Лазарева и С.В.Липень - М.: Издательство "Спарк", 1998. - С.277-287;
10.Теория государства и права Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько.-Саратов, 1995. С.509-516;
11.Теория государства и права Курс лекций / под ред. М.Н. Марченко - М.: Издательство "Зерцало", 1998. - С.444;
12.Туманов В.А. О правовом нигилизме // Советское государство и право. 1989. №10.С.21;
13.Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. №8. С.52-58;
14.Хропанюк В.П. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 1992.
informsky.ru
1 2 3 4 5 6