МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ"


   Кафедра гражданского и международного частного права
Учебная дисциплина "Российское предпринимательское право"

Реферат по теме:
Предмет предпринимательского права
и
Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности

Саратов 2013

Содержание
1.    Предмет предпринимательского права            
2.    Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности
3.    Список использованных источников


Предмет предпринимательского права.
Все отрасли права, составляющие в своей совокупности систему права государства, разграничиваются на основании предметного критерия, подразумевающего определенный круг общественных отношений, регулируемых нормами той или иной конкретной отрасли права.
Можно сказать, что предмет правового регулирования - это то, на что воздействуют правовые нормы, на что направлен их регулирующий потенциал, т.е. те общественные отношения, которые должны испытывать на себе действие правовых норм. В сферу предпринимательского права попадают те общественные отношения, которые возникают в связи с осуществлением предпринимательства и регулируются нормами различных отраслей права.
Иными словами, предметом предпринимательского права выступает особый круг общественных отношений, складывающихся в процессе профессиональной предпринимательской деятельности выполнению работ с целью извлечения прибыли, реализации товаров, оказанию услуг, выполнению работ с целью извлечения прибыли, связанные с ними иные общественные отношения не коммерческого характера, а также общественные отношения по государственному воздействию на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Таким образом, предметом предпринимательского права являются общественные отношения, которые условно можно разделить  две подгруппы.
В первую подгруппу общественных отношений, регулируемых Предпринимательским правом, входят отношения, складывающиеся в процессе предпринимательской деятельности ее субъектов, а так же иные тесно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности отношения, в том числе некоммерческого характера,
Во вторую подгруппу следует включать отношения по государственному воздействию на предпринимательскую деятельность.
Основными среди отношений, входящих в первую подгруппу, являются отношения, возникающие в связи с непосредственным осуществлением предпринимательской деятельности. Чтобы выявить их сущность, рассмотрим, что же собой представляет предпринимательская деятельность.
В настоящее время определение предпринимательской деятельности законодательно закреплено ст. 2 ГК РФ  .
В соответствии с указанной статьей предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
На основании этого легального определения большинством исследователей выделяются следующие основные признаки предпринимательской деятельности:
1) Предпринимательская деятельность является самостоятельной. Самостоятельность предпринимательской деятельности означает, что ее субъект сам, без необоснованного вмешательства кого бы то ни было, принимает все решения, относящиеся к ведению предпринимательской деятельности, совершает все действия, составляющие ее содержание.
В понятии "самостоятельность предпринимательской деятельности" совершенно справедливо выделяют два условно независимых компонента: имущественную и организационную самостоятельность.
Имущественная самостоятельность предпринимателя базируется, на наличии у него обособленного собственного имущества как экономической базы предпринимательской деятельности. Причем объём имущественной самостоятельности зависит от правового основания принадлежности имущества предпринимателю. Так, право собственности на имущество дает наибольший объем самостоятельности по сравнению с правом хозяйственного ведения или оперативного управления.
Под организационной самостоятельностью понимается возможность принятия независимых решений в процессе предпринимательской деятельности: это и намерение заниматься такой деятельностью, и выбор вида деятельности, организационно-правовой формы, круга учредителей.
2) Предпринимательская деятельность имеет рискованный характер, т.е. осуществляется ее субъектами на свой риск.
И хотя различные виды общественных отношений, входящих в предмет предпринимательского права, не составляют органически единого отношения, они тесно связаны друг с другом и могут рассматриваться в качестве целостного образования.
Таким образом, предпринимательское право имеет комплексный предмет правового регулирования, включающий в себя общественные отношения, складывающиеся в процессе профессиональной предпринимательской деятельности по реализации товаров, оказанию услуг, выполнению работ с целью извлечения прибыли, связанные с ними иные общественные отношения некоммерческого характера, а также общественные отношения по государственному воздействию на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

2.Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности
Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым (директивным) и косвенным (экономическим). В правовых актах содержится масса директивных правил в отношении различны) аспектов предпринимательской деятельности. Прямое государственное регулирование можно рассматривать па следующим направлениям:
- установление требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности;
- установление запретов на те или иные проявления при ее осуществлении:
- применение государством санкций и мер ответственности;
-  создание хозяйствующих субъектов, их реорганизация и ликвидация (например, унитарных предприятий);
- заключение договоров в целях обеспечения целевых программ и иных государственных нужд и др.
В рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулирования с применением различных экономических рычагов и стимулов. Косвенное государственное регулирование может как стимулировать те или иные виды предпринимательства (через предоставление льгот при налогообложении, кредитовании и т.п.), так и быть направлено на дестимулирование деятельности.
Государство регулирует предпринимательскую деятельность, закрепив в законодательных актах право государственных органов на контроль (надзор) за ее осуществлением. Государственный контроль - это проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Например, на     государственных инспекторов   Госстандарта России   возложена   функция   надзора   за




1 2
informsky.ru