Экзистенциальные проблемы — проблемы самого факта человеческого существования и переживания им своего способа существования. По мнению экзистенциалистов, у человека не может быть определения сущности до его существования. Это означает, что человек, прежде всего существует, т.е. он рождается и сразу занимает какое-то конкретное место в неосмысленном, грубо вещественном мире, и лишь после пришествия в этот мир человек определяется, входит в мир различных смыслов.
Человек потому и не поддается теоретическому определению, что изначально он ничего собой не представляет. Он извечно лишен какой-либо природы, которая могла бы определить его индивидуальное, личное бытие. Человек становится человеком не сразу, иной человек вообще им может не стать. Здесь и возникает проблема самобытного существования. Один человек целиком растворяется в наличной социальности. Его собственное содержание равно нулю, ибо он не стремится взрастить некую уникальность. Он живет «как все», безответственно, без душевного напряжения.
Но возможен другой ответ на человеческое бытие. Он предполагает готовность принять на себя всю ответственность за себя самого. Человек вступает в жизнь и сам определяет, каким он будет. При этом преступник отвечает за совершенное им преступление, трус — за трусость, предатель — за предательство, тиран — за свое тиранство. Что это означает? Человек делает себя и свою жизнь. Если он предатель или тиран, то это свидетельствует о том, что он сам совершил свой выбор. Теперь зададимся вопросом: разве такая философия не заслуживает доверия и уважения? Ведь человек сам отвечает за свои поступки, за всю свою жизнь, за каждое деяние .

4. ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ В РАБОТАХ С. КЬЕРКЕГОРА, К. ЯСПЕРСА, Ж. САРТРА, А. КАМЮ, М. ХАЙДЕГГЕРА

Течение, именуемое экзистенциализмом, объединяет философов порой совершенно различных убеждений и интересов. Что у них общего? Позиция, согласно которой не сущность (лат. «эссенция»), а существование (лат. «экзистенция») должно явиться основным предметом философских размышлений. Иными словами, па первый план выдвигаются не абстрактные всеобщие сущности, а реальная жизнь единичного человека с ее волнениями, тревогами и проблемами.
У истоков этих идей стояли: датчанин С. Кьеркегор, русские религиозные философы Н.А. Бердяев (1874—1948) и Л.Н. Шестов (1866—1938), а также испанский писатель Мигель де Унамуно (1864—1936). Начиная с 20-х годов экзистенциализм активно развивается и достигает своего пика в период 30—60-х годов XX в. Видные представители: К. Ясперс (1883—1969), М. Хайдеггер (1889-1979) - в Германии; Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960), Г. Марсель (1889-1973) - во Франции; X. Ортега-и-Гассет (1883-1955) — в Испании.
Как правило, в экзистенциализме выделяют два направления: религиозное (Бердяев, Шестов, Ясперс, Бубер, Марсель) и атеистическое (Сартр, Камю, Мерло-Понти, Хайдеггер).
Какие объективные социальные причины способствовали интенсивному развитию экзистенциализма? Две мировые войны, возникновение тоталитарных режимов, кризис романтического оптимизма и гуманизма Нового времени, многочисленные социально-экономические противоречия и как следствие — нарастание революционного движения, отчуждение философии и пауки от индивида и его жизненных проблем .
Каковы общие концептуальные идеи экзистенциалистов?
— Подлинная реальность, заслуживающая внимания философии, есть существование человеческой личности.
— Человек сначала существует — живет, чувствует, страдает, мыслит, действует — и лишь после того обретает свою сущность.
— Свою сущность, как и цель жизни, человек выбирает сам.
— Человек не может (не должен) стремиться к всеобщим целям, снимая с себя ответственность за свои поступки.
— Жизнь абсурдна и бессмысленна, бытия в ином мире и высшего справедливого воздаяния не существует (атеистический экзистенциализм).
— Объективной истины нет. Всякая истина — результат человеческих переживаний, предпочтений и выбора.
— Человек способен к преобразованию мира .
Таким образом, мировоззрение экзистенциалистов пронизано индивидуализмом, субъективизмом и пессимизмом. Однако оно не лишено и ряда ценных элементов. Важнейшие из них: пристальное внимание к человеческой личности, призыв не подчиняться толпе, делать свободный выбор и нести за пего ответственность. Присмотримся к некоторым характерным идеям экзистенциалистов.
Главная цель философии (разума), по мнению профессора Гейдельбергского университета Карла Ясперса, — помочь человеку попять себя и свое место в мире, осознать ценность любви и свободы. Достигается это с помощью философской веры, которая основана не па откровении, а па собственном размышлении. Наука (рассудок) па это не способна. Во-первых, она познает отдельные вещи, а не бытие как таковое. Во-вторых, она лишена ценностной ориентации и исключает многие важные проблемы. Следовательно, паука не может направлять жизнь человека.
Как же познать жизнь (прояснить экзистенцию)? Либо философией, выявляющей истинное бытие человека, либо через саму жизнь. Второй путь — познание па грани жизни и смерти, т.е. тогда, когда человек находится в кризисе (болезнь, война и т.д.). Здесь человеку открывается его подлинная суть и ее экзистенция.
Каким же увиделась Яснерсу экзистенция современного мира? Бог забыт, природный мир принесен в жертву технике и науке. Но научная рациональность терпит кризис. Человек теряет свое «Я» и стремится быть «как все». Толпа — иррациональная неуправляемая сила, жаждущая наживы, наслаждений и иллюзорного равенства, — подавляет личность. Что же делать человеку? Бороться за свою свободу и нрава, по избегать насилия. Слушать гениев, а не толпу, и вместе с тем стремиться услышать и попять другого человека (т.е. повышать коммуникацию) .
Весьма показательна для экзистенциализма онтология немецкого философа Мартина Хайдеггера. Мысль его движется не от всеобщего бытия (нем. Sein) к частному бытию человека (нем. Dasein) — «здесь-бытию», а наоборот. Поэтому понятие «Dasein» выступает основой его экзистенциальной онтологии. В чем преимущество человеческого «здесь-бытия»? Только оно может «вопрошать» о бытии вообще и о самом себе. «Забвение бытия», в том числе и вопроса о смысле бытия, — болезнь классической философии и всего человечества.
От «воирошапия бытия» логика Хайдеггера следует к понятиям «бытие-в-мире» (in-der-Welt-sein) и «бытие-с-другими» (Mit sein). Ведь человек Не существует изолированно от мира и других людей. А это накладывает на него обязанность не только вопрошать, по и заботиться о мире и другом человеке. Тем более, когда над ним нависла опасность .
Чувство опасности и даже страха бытия оказалось очень созвучным душевному состоянию философа, некоторое время сотрудничавшего с немецкими нацистами (согласился стать ректором Фрейбургского университета). Более того, Хайдеггер делает вывод (достаточно спорный), что существование в страхе есть сама сущность человека. Только он один осознает конечность своего бытия и видит, что оно есть не что иное, как «бытие к смерти». Пытаясь спастись от своей сущности, человек хочет забыться в суете общественной жизни. Но это ему не помогает. Остается лишь одно — набраться мужества взглянуть в лицо «бытию к смерти», т.е. своему Ничто .
К концу жизни Хайдеггер отказывается от рационального познания бытия и обращается к восточной философии (дзэн-буддизму и др.), мистический язык которой, по его мнению, более подходит для выражения «невыразимых» вопросов. Возможно, именно в ней он нашел опору в борьбе со страхом «бытия к смерти».Важные проблемы человеческой жизни поднимают французские экзистенциалисты — философствующие писатели Жан Поль Сартр и Альбер Камю. Это смысл жизни, отношение к смерти, выбор, сущность и существование человека .
Сартр пишет, что у вещей сущность предшествует существованию. Например, нож делают исходя из определенных представлений, для чего и каким оп должен быть. У человека все иначе: существование предшествует сущности. Человек сначала рождается, живет, а уже после, в процессе своего существования, обретает свою сущность. Что ценного в этих абстрактных рассуждениях? Идея о том, что никто (Бог, случай и т.д.) не предписывает человеку его сущность и нравственный облик. Человек делает себя сам. Он выбирает и несет ответственность за выбор. Свобода человека неистребима.
Закономерно, что активная жизненная позиция побудила Сартра и Камю к сопротивлению фашизму. Свой роман «Чума» Камю закапчивает предупреждением — «микроб чумы никогда не умирает», намекая тем самым па «микробы» фашизма и других «заразных болезней» человечества.
Большое внимание Камю уделяет проблеме самоубийства. «Стоит ли жизнь труда быть прожитой?» — вопрошает он в «Мифе о Сизифе». К таким мыслям, по его мнению, подталкивает бесчеловечность природного и общественного мира, абсурдность жизни. Камю не верит в Бога, в высшие миры и бессмертие человеческого духа. Тем не менее, жизнь должна быть прожита. Ее оправдание и смысл Камю находит в свободе, мерилом которой, да и других ценностей, является сам человек. Насколько убедительно такое обоснование, каждый может поразмышлять самостоятельно.
Вообще Сартр и Камю, как и другие экзистенциалисты, придают большое значение пограничным ситуациям человеческой жизни — стрессу, болезни, войне и т.д. Именно в этих ситуациях человек начинает задумываться о смысле жизни и обретает свою подлинную экзистенцию, т.е. познает себя и саму жизнь.
Актуальную для XX в. проблему поднимает испанский философ и общественный деятель Хосе Ортега-и-Гассет. В своей известной работе «Восстание масс» (1930 г.) он говорит об опасности разрушения культуры безликой, агрессивной массой. Противостояние духовной элиты и бессознательной социальной массы — тревожный феномен XX в. Опасения философа оказались пепапраспыми. Примерно с середины столетия порожденная псевдоценностями толпы «массовая культура», как раковая опухоль, все стремительнее стала пожирать здоровые духовные начала личности и общества .


informsky.ru
1 2 3