сынишка, глазенки, ручонка) выражают самые различные оттенки экспрессии, передают ряд эмоций и субъективных оценок (любовь, нежность, восхищение). Например в предложении " И вот один раз вижу возле чайной этого парнишку, на другой день - опять вижу" (стр.49) из рассказа "Судьба человека" слово "парнишка", употребленное в значении "мальчишка, подросток", носит на себе оттенок нежности к субъекту, показывает отношение Андрея Соколова к мальчику Ване еще до их знакомства, имеет уменьшительно-ласкательную оценку, что создается с помощью суффикса субъективной оценки - уменьшительно-ласкательного суффикса -к-. Это слово по сфере употребления относится к разговорно-бытовым словам, по тематике же является собственно разговорным словом.
Слова, в которых эмоциональность проявляется на основе оценочности (жратва, сволочь, морда, хлюст), вызывают определенное эмоциональное отношение к названному субъекту, придавая ему обычно отрицательную эмоциональную окраску. Рассмотрим фразу из текста: "Не оказалось и сволочи, какая могла бы выдать, потому что и коммунистов среди нас было чуть не половина, и командиры были, и само собою, и комиссары были" (стр.37). В ней слово "сволочи" употреблено в значении "скверный, подлый человек, негодяй" (такое определение главный герой дает предателям, которые под страхом смерти выдают немцам нужных им людей), оно используется в ограниченной сфере общения, поэтому является разговорно-бытовым. По тематике оно относится к собственно разговорным словам, в его словообразовании никаких особенностей нет. Благодаря своей семантике и контексту, эта лексема имеет пренебрежительно-презрительную эмоционально-экспрессивную оценку.
Как отмечают исследователи истории русского литературного языка, разговорные оттенки могут появляться у общеупотребительных слов при появлении у них новых переносных значений.  Рассказ "Судьба человека" М. Шолохова содержит обширную группу таких слов. Слова эти обычно имеют оттенок непринуждённости, экспрессивности, который свойственен разговорно-бытовой речи,  например: топай (в значении "идти, ходить вообще"), колотить (в значении "наносить побои, бить"), ржать (в значении "громко, несдержанно хохотать"), фыркнуть (в значении "посмеяться, усмехнуться, производя глухой отрывистый звук"), корыто (в значении "старое, негодное судно"), замутило (в значении "начало мутить, тошнить"). Остановимся подробнее на одном из примеров: " Шофер пригнал из хутора машину, подошел к лодке и сказал, берясь за весло: - Если это проклятое корыто не развалится на воде, - часа через два приедем, раньше не ждите" (стр. 23). В этом предложении нас интересует слово "корыто", употребленное в значении "старое, негодное судно, лодка", эта лексема относится к словам с яркой экспрессивно-эмоциональной окраской: имеет фамильярно-грубоватый оттенок, который показывает отношение говорящего (шофера) к объекту речи (лодке), это слово изображает плохое состояние лодки, которая может не выдержать переезда через реку из-за своей старости и обветшалости. Слово "корыто" является, в данном случае, нейтральным словом, употребленным в переносном значении. Как было отмечено раньше, подобные слова, чаще всего, по сфере употребления относятся к разговорно-бытовым, слово "корыто" не является исключением, в значении "старая, негодная лодка" оно так же относится к разговорно-бытовой сфере.
Исходя из анализов разговорных слов, представленных выше, можно заключить, что самой часто употребляемой тематической группой разговорной лексики является собственно разговорная лексика, так как она характеризуется общей простотой и непринужденностью, часто имеет нейтральные синонимы, поэтому автору легко создать стилистически верный образ, лишь заменив нейтральное слово на синонимичную ему разговорную лексему.
Знакомство с исследовательской литературой по рассказу М. Шолохова "Судьба человека" позволяет сделать вывод о том, что язык рассказа и, вообще, произведений Шолохова недостаточно изучен. А между тем он заключает в себе огромные стилистические возможности, позволяющие передавать разнообразные оттенки мыслей и чувств героев. Своеобразие языка М. Шолохова проявляется во всем - в точном, хорошо продуманном словоупотреблении, в глубоком понимании смысловой нагрузки языковых единиц, в умении простыми средствами создать оригинальный художественный образ.
Многообразен и бесценен вклад Шолохова в мировую культуру и цивилизацию. Воздействие его произведений, как это подтверждает время, прошедшее после их публикаций, приобретает новую притягательную силу с каждым поколением, которое начинает свою сознательную жизнь.
По мнению Л. Г. Якименко, изложенному в его труде "Творчество М. А. Шолохова", до сих пор еще не выявлены принципы отбора и употребления языкового материала в произведениях М. Шолохова, не описан их словарный состав и синтаксический строй, никто не пытался показать словарное и синонимическое богатство языка М. Шолохова.
Как свидетельствует изложенный в курсовой работе материал, экспрессивно-эмоциональная разговорная лексика довольно широко представлена в анализируемом произведении М. Шолохова о Великой Отечественной войне. Она является важным и неотъемлемым компонентом художественного повествования, употребляется не только в монологах и диалогах действующих лиц, но и в авторской речи, литературно-разговорные слова, не имеющие эмоционально-экспрессивной нагрузки, тоже встречаются в рассказе, но намного реже. Несмотря на специфичность разговорной лексики, язык М. Шолохова поражает именно тем, что, сохраняя в себе разговорные особенности, интонации, всегда при этом остается гармоничным, живым, по-мастерски емким.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многообразен и бесценен вклад Шолохова в мировую культуру и цивилизацию. Язык автора и героев изобилует подлинными сокровищами, добытыми писателем в живой, образной, яркой народной речи. Воздействие его произведений, как это подтверждает время, прошедшее после их публикаций, приобретает новую притягательную силу с каждым поколением, которое начинает свою сознательную жизнь. М.Шолохов использует разговорную лексику для создания более четкого и емкого художественного образа. В основу курсовой работы были положены разговорные лексемы, выделенные из текста рассказа М.А. Шолохова "Судьба человека". При составлении классификации разговорной лексики по лексико-семантическому признаку было выделено две группы: литературно-разговорных и разговорно-бытовых слов, причем анализ, сделанный по произведению, показал, что вторая группа слов является более употребляемой в художественном произведении, благодаря своей неофициальности и ярко выраженной эмоционально-экспрессивной окраске. При распределении разговорных слов на группы по тематическому признаку было выявлено, что наиболее употребительными являются собственно разговорные слова. Исследование разговорных лексем в рассказе дало возможность составить классификацию по признаку экспрессивно-эмоциональной окраски, так как героем рассказа является сельский житель, то в нем преобладает ярко выраженная эмоциональная окрашенность лексики (чаще выражающая нежность или презрение), но эмоционально неокрашенные слова так же встречаются очень часто, особенно среди литературно-разговорной лексики.  Нельзя считать, что тема "Разговорная лексика в рассказе М.А.Шолохова "Судьба человека" исчерпана, так как до сих пор еще не выявлены принципы отбора и употребления языкового материала в произведениях М. Шолохова, не описан их словарный состав и синтаксический строй, поэтому исследовательские работы по этой теме должны продолжаться.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     "Функциональные типы русской речи" Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. 1982 г., Москва.
2.    "Вопросы стилистики" сборник статей Былинского К.И., 1966 г., Издательство Московского университета.
3.    "Русская разговорная речь" Земская Е.А., 1981 г., 1983 г., Москва.
4.    "Мир прозы Михаила Шолохова" Семенова С., 2005 г., Москва, ИМЛИ РАН.
5.     "Творчество М. А. Шолохова" Якименко Л., 1978 г., Москва, Издательство Прогресс.
6.    "Словарь языка Михаила Шолохова"  гл. ред. Е.И. Диброва, 2005г., Москва, Издательский центр "Азбуковник".
7.    "Собрание сочинений в восьми томах" Шолохов М. (8 том), 1962 г., Москва, Издательство "Правда".






1 2 3 4
informsky.ru