Либеральный подход к рассмотрению связи политической элиты с рядовыми гражданами представлен в различных теориях демократического элитизма. Сущность этого подхода выражена в формуле: "Элита должна править, чтобы власть народа выжила". Демократия понимается как правление элит, которое одобряется народом. Основы подобного понимания демократии были заложены М. Вебером еще в начале ХХ в. Элита, согласно его трактовке, - это слой профессиональных политиков, облеченных доверием народа. Элита через систему выборов зависит от населения, а потому стремится завоевать симпатии тех, кем руководит. Немецкий политолог ограничил формы политического участия масс лишь выборами, так как не верил в возможность существования мудрого народа. Идеи Вебера получили дальнейшее развитие в теориях элитарной демократии Й. Шумпетера, С. Липсета, Р. Даля, Дж. Сартори. В работах двух последних американских политологов была разработана теория полиархической демократии. Так, в понимании Дж. Сартори, демократия представляет собой, во-первых, селективную полиархию (принцип селективности предполагает отбор посредством выборов среди конкурирующих меньшинств); во-вторых, полиархию "по основанию достоинств"1.
            Во второй половине ХХ в. к дискуссиям о сущности элит добавились дискуссии об их составе. Выделились два подхода:
           Концепция плюрализма элит содержит следующие положения:
1 элита неоднородна, а состоит из нескольких элитарных групп. Влияние каждой из них ограничивается четко определенной областью деятельности. Плюрализм элит определяется многообразием социальных групп: экономических, профессиональных, религиозных, демографических;
2 общество представлено множеством групп интересов политики, каждая из которых выделяет собственную элиту и контролирует ее;
3 деление на элиту и массу носит условный характер. Элиты "открыты" для включения в свои ряды наиболее активных, способных и результативных представителей масс;
4 конкуренция между элитами предотвращает монополизацию власти со стороны одной из них;
5 политическая власть рассредоточена между всеми конкурирующими группами.
          Критическая (леволиберальная) концепция элит связана с именем американского политолога Чарлза Райта Миллса. Оппонируя сторонникам плюралистического подхода, он в качестве основной идеи выдвинул тезис об однородности (гомогенности) элиты. Элита - это слой людей, занимающих стратегические командные посты, состоящий из политиков, представителей бизнеса и военных. Совпадение основных интересов позволяет им принимать общие решения, имеющие последствия для народа. Гомогенность элиты определяется близостью биографий, общностью стиля жизни, разделяемой системой ценностей. Миллс обратил внимание на такие средства консолидации элиты, как брачные узы; образование, которое представители элитарных кругов получают в одних и тех же престижных частных школах, а затем и университетах; дружеские связи; членство в аристократических клубах. Важнейшие решения, по мнению ученого, принимаются главным образом в рамках неофициального общения. Политолог сделал вывод о невозможности открытых элит: рекрутирование в элиту осуществляется из собственной среды. Доступ же в нее для представителей неэлитарных слоев затруднен множеством социальных барьеров. Миллс отверг тезис сторонников плюралистической теории о рассредоточении власти между группами. В отличие от них он считал, что тенденцией современного общества является концентрация власти в руках единой элиты. Рассматривая общество в вертикальном разрезе, политолог выделил элиту как вершину пирамиды власти. На среднем уровне находятся группы давления на правительство, о которых рассуждают сторонники плюралистических теорий. В основании пирамиды расположена неорганизованная масса рядовых граждан, которые лишь подчиняются воле других и практически не оказывают влияния на элиту.
         Каждая из рассмотренных теорий подвергалась критике со стороны многих политологов. Выдвинутые положения не всегда адекватно отражают действительность. Но неоправданным было бы игнорирование многих положений этих теорий при исследовании феномена элит разных стран.

Заключение

Так что же все таки есть «элита»?
Во-первых,  это то лучшее ,  что служит высшим интересам общества,  без скидок,  без оговорок,  без сомнений.
Во-вторых,  элита демонстрирует преданное,  подлинно патриотическое служение обществу во всем – большом и малом,  заметном и скрытом. Иначе говоря,  это постоянное проявление гражданственности.
В-третьих,  элита это соблюдение требований нравственности. Постоянное проявление ответственности и, как говорил М. Вебер,  обладание «этикой убеждения». «этикой общественности»,  наличие качеств «политика по призванию».
И наконец,  надо иметь  в виду преемственность поколений в формировании элит,  ибо многие качества отшлифовываются на протяжении череды поколений,  будь то английская аристократия или русское дворянство.
Становится понятно,  что элита – это идеал государства,  то к чему необходимо стремится.
Как не прискорбно,  но пока этот идеал далек от нас.
Наряду с необходимостью формирования в обществе гражданской политико-правовой культуры, необходимо изменение отношения граждан к политическим лидерам. Вместо, вполне объяснимого при виде нынешних претендентов на роль «спасателей России», желания «махнуть на них рукой», должно сформироваться естественное для демократического и правового общества недоверие к любой власти в сочетании с пониманием ответственности каждого гражданина за формирование новой власти.
Вот тогда идеальные требования к элите могут найти поддержку и необходимость востребования обществом.

Список использованных источников

1.    Ашин Г.К. Элитология. – М., 1995.
2.   В.П. Елизаров. Элитическая теория демократии и современный российский политический процесс. // Полис,  1999,  №1.
3.   Гаман-Голутвин  О.В. Политические элиты России. – М., 1998.
4.   Миллс Р.И. Властвующая элита. – М., 1959.
5.   Нарта М. Теория элит и политика. – М., 1978.
6 .  Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1996.
7.   Охотский Е.В. Политическая элита и российская действительность. – М., 1996.
8.   Основы политической науки. Под ред. В.П.Пугачева. – М., 1993.
9.   Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М., 1997. 
10.  Понеделков  А.В. Политическая элита: генезис и проблемы ее становления в России. - Ростов , 1995.
11.  Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 2000.
12.   Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М., 2000.








informsky.ru
1 2 3 4 5