Содержание:
1. Введение
2. Методы опроса
2.1. Анкетирование
2.2. Интервьюирование
3. Заключение
4. Список литературы
1.    Введение.

Социология /от латыни - общество + греческого - слово, понятие, учение/- наука о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. Термин введен французским позитивистом Огюстом Контом /1798-1857/ в середине Х1Х в. Всемирно известный Питирим Александрович Сорокин /1889-1968/ на свой вопрос: что за наука социология? Каков предмет ее изучения? - отвечал так: "Социология- это наука об обществе и закономерности, проявляющейся в общественных явлениях". С попыткой выделить социальное в узком смысле слова, т.е. внутри самого общества отличить социальные отношения от экономических, политических и др., связано формирование различных предметных областей социологии. Так возникло целое семейство социологий: труда, образования, политики, семьи и т.п. социальных институтов и процессов. Появились социологические теории т.н. среднего уровня, опиравшиеся на материал, собранный в эмпирических исследованиях. В особый слой социологического знания выделились методика, техника и организация социологических исследований. Как и другие науки, социология имеет объект, предмет и субъект исследования. Объект и предмет социологического исследования - социальная реальность и ее различные стороны и отношения.
Совершенно очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом последний пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке. Методология науки - это дисциплина, изучающая и технические, "процедурные" вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теории. Оценка существующих теорий и гипотез в социальных науках, как и в науках естественных, предполагает введение определенных критериев эмпирической проверяемости и истинности теоретических высказываний, а также разработку и применение соответствующих этим критериям методов исследования.
К количественным методам сбора социологической информации относят способы получения информации об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его количественные характеристики. Речь идет, прежде всего, о контент-анализе, наблюдении, социометрии, совокупности опросных методов, а так же социологическом эксперименте.
  2. Методы опроса
Метод опроса - это не изобретение социологов. Во всех отраслях  науки, где  для  получение  информации  исследователь  обращается  к   человеку   с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода.  Например, врачи,  выясняя  течение  болезни  и   предшествующее   состояние   здоровья пациента, проводят анамнестические  опросы.  Юристы,  выясняя  у  свидетелей обстоятельства дела, также пользуются  методом  опроса,  специально  изучают его психологические аспекты  и  возможности  оценки  достоверности  ответов.
Журналисты, педагоги,  работники  служб  социального  обеспечения  и  многих других  сфер  социальной  практики  используют  этот  метод  для   получения интересующей их информации.
       Специфика  метода  состоит  прежде  всего  в   том,   что   при   его
использовании  источником  первичной  социологической  информации   является человек (респондент)  -  непосредственный  участник  исследуемых  социальных процессов и  явлений.  Существует  две  разновидности  опроса,  связанные  с письменной или устной формой  общения  с  респондентами  -  анкетирование  и интервьюирование. В их основе лежит совокупность  предлагаемых  опрашиваемых вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию.
      Каждый вариант опроса представляет  собой  одну  из  наиболее  сложных разновидностей  социально-психологического  общения,  обусловленного   рядом обстоятельств: содержанием анкеты или интервью, то есть  перечнем  вопросов, в которых реализован предмет исследования;  качеством  работы  анкетёра  или интервьюера;   сосредоточенной   работы   респондента   над    предложенными вопросами;  психологическим  состоянием  респондента  в  момент   проведения опросаю
      Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетёров или интервьюеров, позволяет в максимально  короткие  сроки  опрашивать  довольно большое количество респондентов   и  получать  различную  по  своей  природе информацию.
      Однако,  всегда  следует  учитывать  возможное  искажение  информации, полученной методом опроса,  связанное  с  особенностями  процесса  отражения различных сторон социальной практики в сознании людей.

2.1.    Анкетирование.

      Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид  опроса - анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.
      Групповым анкетированием называется опрос, применяемый  в  основном  в организациях (места работы, учёбы).
      При индивидуальном  анкетировании  вопросники  (анкеты)  раздаются  на рабочих местах или  по  месту  жительства  респондента.  В  последнее  время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью  электронных видов связи: телефон, E-mail).
       Социологическая  анкета  -  объединенная   единым   исследовательским замыслом  система  вопросов,  направленных   на   выявление   количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее  предназначение  - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд  правил  и принципов ее конструирования, а также особенности  различных  вопросов.  При составлении анкет необходимо учитывать, что  вопрос  должен  быть  одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым  и
пожилым, людям с разным образованием и т.д.).
     Все вопросы можно классифицировать:
    - по содержанию (вопросы о фактах  сознания,  о  фактах  поведения  и  о личности респондента);
    - по форме (открытые, закрытые и полузакрытые, прямые и косвенные);
    - по функции (основные и неосновные).
      Вопросы о  фактах  сознания  людей  направлены  на  выявление  мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д.  Вопросы  о  фактах  поведения выявляют  поступки,  действия,  результаты  деятельности  людей.  Вопросы  о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст  и).
      Закрытым вопрос называется  в  том  случае,  если  на  него  в  анкете приводится  полный  набор  вариантов  ответов.  Прочитав  их,   опрашиваемый выбирает только тот, который  совпадает  с  его  мнением.  Закрытые  вопросы могут быть альтернативные и  неальтернативные.  Альтернативные  предполагают возможность  выбора   респондентом   всего   одного   варианта   ответа,   а неальтернативные - нескольких вариантов ответов.
      Открытые вопросы не содержат подсказок и не  "навязывают"  респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте  и до мельчайших подробностей, поэтому они дают  более  богатую  по  содержанию информацию, чем закрытые вопросы.
      Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с  набором  определенных  вариантов ответов   в   ситуации   невозможности   выбрать   подходящий   вариант   из предложенного  перечня,  респонденту  предоставлятся  возможность  высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме  в  свободной  форме,  т.е.  соединяются признаки открытости и закрытости.


1 2 3
informsky.ru