Это свидетельствует о том, что кассационное производство является особым по форме и содержанию методом проверки судебных постановлений, не вступивших в законную силу. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что кассационное производство по гражданским делам, как стадия процесса, есть совокупность процессуальных отношений, возникающих и развивающихся между судом кассационной инстанции и лицами, участвующими в деле, с целью проверки законности и обоснованности не вступивших в законную силу решений и определений суда первой инстанции.
Кассационное производство служит надежной гарантией защиты прав и охраняемых интересов лиц, участвующих в деле. Право обжалования решений в гражданском процессе не ставится в зависимость от цены и основания иска, от размера суммы, присужденной судом первой инстанции.
Обжалование судебных решений и определений, не вступивших в законную силу,- это наиболее быстрый и доступный способ проверки законности судебных постановлений.
Основания к отмене решений - это указанные в законе обстоятельства, при наличии которых суд второй инстанции обязан отменить вынесенное су судом первой инстанции постановление по существу дела.
В процессуальной литературе иногда, говоря об обстоятельствах, являющихся основаниями к отмене решения, употребляют термин 'кассационные поводы''. Между тем содержание понятий 'поводы'' и 'основания к отмене'' различно. Поводом для проверки судебных решений, не вступивших в законную силу, является жалоба стороны или протест прокурора, которые необходимы для возбуждения деятельности вышестоящего суда по проверке решения. Выводы же вышестоящего суда о правильности или неправильности судебного решения представляют собой определенное суждение суда. Поэтому обстоятельства, обосновывающие содержание суждения суда второй инстанции о законности и обоснованности судебного решения, нельзя смешивать с этими доводами.
Все основания отмены судебного решения в общей форме могут быть сведены к незаконности и необоснованности решения. Между фактической и правовой сторонами решений существует тесная связь, и, следовательно, она существует и между понятиями незаконности и необоснованности решений. Поскольку сам закон содержит требования обоснованности судебного решения, постольку несоблюдение этого требования означает в то же время и нарушение закона. Если незаконность решения понимать в таком широком плане, тогда любое необоснованное решение будет одновременно и незаконным. Поэтому классификация оснований к отмене решения в известной мере носит условный характер. Обычно ошибки, касающиеся фактической стороны дела, - результат нарушения судом правил судопроизводства. Вместе с тем неправильное установление фактических обстоятельств по делу в свою очередь может явиться причиной неправильного применения судом норм материального права.
Проверить законность судебного решения значит проверить правильность решения в правовом отношении, т.е. выяснить, вынесено ли оно с соблюдением норм процессуального и материального права, использована ли в необходимых случаях аналогия права или закона. При проверке обоснованности судебного решения вышестоящий суд проверяет полноту и правильность установления судом первой инстанции фактических обстоятельств дела.
Основанием к отмене решения также служит как неправильное применение норм материального права, так и неправильное применение норм процессуального права.
Кассация – это форма обжалования лицами,  участвующими  в  деле,  и опротестование прокурором судебных решений и определений,  не  вступивших  в законную силу, в вышестоящий суд.
Вышестоящий  суд,  проверяющий  дело  по  жалобе   (или   протесту), подтверждает правильность обжалованного  акта  либо  изменяет  или  отменяет его.
Для  лиц,  участвующих  в  деле,   право   обжалования   гарантирует возможность отстаивать свою позицию и, после вынесения  решения,  добиваться отмены судебного постановления, противоречащего их интересам. Для прокурора принесение протеста – это одно из средств  надзора  за законностью в области правосудия.
В результате пересмотра дела по жалобе или протесту суд кассационной инстанции выносит постановление в  форме  определения,  которым  разрешается вопрос о правильности обжалуемого решения.
Определение суда кассационной инстанции обжалованию  не  подлежит  и вступает в законную силу с момента его вынесения.

5.ПЕРЕСМОТР В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ, ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ

Производство в надзорной инстанции представляет собой процессуальную деятельность, которая направлена на проверку решений и определений судов первой и второй инстанций, а также постановлений в порядке надзора по протестам управомоченных на то должностных лиц.
Эта стадия гражданского процесса является экстраординарной (исключительной). На данной стадии обеспечивается дополнительная проверка судебных актов. При этом могут быть пересмотрены любые судебные акты, в том числе и те, которые не подлежат пересмотру в кассационном порядке (решения Верховного Суда РФ, решение судов по жалобам на постановления административных органов или должностных лиц, некоторые разновидности определений судов, определения и постановления надзорных судов и т.д.). Закон не содержит ограничений в опротестовании в порядке судебного надзора различного вида определений суда первой инстанции в отличие от кассационного обжалования.  Поэтому в порядке надзора может быть опротестовано любое определение суда, вступившее в законную силу.
Вместе с тем, лица, участвующие в деле, не обладают правом на обращение в суд с заявлением о возбуждении производства  по пересмотру дел в порядке надзора. Таким правом обладают должностные лица прокуратуры и суда, прямо указанные в законе.
При рассмотрении дела в надзорном порядке суд проверяет правильность применения и толкование норм материального и процессуального права судами первой и кассационной инстанции по имеющимся в деле материалам в пределах доводов протеста.
В интересах законности суд может выйти за пределы протеста.
Таким образом, задачи надзорной инстанции ограничены проверкой правильности разрешения дела. Кроме того, решение, определение, постановление не подлежат пересмотру в порядке надзора, если установлены вновь открывшиеся обстоятельства. В этом случае дело подлежит пересмотру в порядке.
Субъектами права на принесение надзорного протеста являются должностные лица органов суда и прокуратуры, прямо указанные в законе. Лица, участвующие в деле, правом на обращение в надзорную инстанцию с заявлением о возбуждении надзорного производства не обладают. Они вправе только обратиться к соответствующим должностным лицам с просьбой о принесении протеста в надзорном порядке.
Должностные лица, а также районные и городские прокуроры вправе в пределах их компетенции истребовать из соответствующих судов гражданские дела для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора.
Если лицо, истребовавшее дело, не имеет права принесения протеста на данное решение, определение или постановление, оно в необходимых случаях входит с представлением о принесении протеста в порядке надзора к вышестоящему должностному лицу, имеющему право принесения протеста.
При отсутствии основания для принесения протеста об этом сообщается лицу, подавшему заявление с просьбой о принесении протеста в порядке надзора, с указанием мотивов отказа.
Должностные лица по ходатайству Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации истребуют в пределах своей компетенции из соответствующих судов гражданские дела для разрешения вопросов о наличии оснований для принесения протестов в порядке надзора.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации вправе знакомиться с гражданским делом, по которому решение или определение о его прекращении вступило в законную силу.
Должностные лица, которым предоставлено право принесения протестов в порядке надзора, могут приостановить исполнение соответствующих решений, определений и постановлений до окончания производства в порядке надзора.
Принесение протеста на решение суда, принятое по жалобе на неправомерные действия должностного лица, ущемляющие права гражданина, приостанавливает исполнение решения до окончания производства в порядке надзора.
При наличии основания для принесения протеста должностное лицо составляет протест и направляет протест вместе с делом в соответствующий суд.  Протест представляется в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле.
Сторонам и другим лицам, участвующим в деле, направляются копии протеста, принесенного по их делу. В необходимых случаях стороны и другие лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела.
Копии протеста лицам, участвующим в деле, направляются судом. Суд назначает время рассмотрения дела с таким расчетом, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность представить письменные объяснения на протест и дополнительные материалы.
Должностное лицо, принесшее протест в порядке надзора, вправе отозвать его до начала рассмотрения дела судом. Протест, принесенный прокурором, может быть отозван также вышестоящим прокурором. Об отзыве протеста суд извещает лиц, участвующих в деле. В ходе рассмотрения дела протест не может быть отозван.
При рассмотрении дела в надзорном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и кассационной инстанций по имеющимся в деле материалам в пределах доводов протеста.
В интересах законности суд может выйти за пределы протеста.




informsky.ru
1 2 3 4 5 6 7 8 9