informsky.ru
Содержание

Введение
Глава 1. Конституционно-правовой статус депутата парламента
1.1. Мандат депутата: понятие, юридическая природа
1.2. Свободный мандат российского депутата
Глава 2. Права и обязанности депутата
2.2. Право законодательной инициативы
2.3. Депутатский запрос
2.4. Право обращения с запросом к члену правительства
2.5. Право на безотлагательный прием должностными лицами
2.6. Право на получение и распространение информации
2.7. Досрочное прекращение полномочий депутата
Глава 3. Гарантии депутатской деятельности
3.1. Неприкосновенность депутата
Глава 4. Ответственность за нарушение конституционно-правового статуса депутата
Заключение
Список источников

Введение.

Появление двухпалатной законодательной системы в России стало важной вехой в конституционной истории российской государственности. Вследствие создания представительных учреждений встала проблема регламентации правового статуса депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания.
Для определения специфики юридического статуса народных представителей имеют значение правовые нормы, регулирующие условия деятельности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания. Для нормальной деятельности парламентариев очень важно определить круг их полномочий, законодательно закрепить гарантию независимости члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Тем самым члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы не должны опасаться каких-либо преследований за свои мнения и убеждения, выраженные в выступлениях и голосовании в тот период, когда они работали в Федеральном Собрании.
В первой главе данной работы дается определение конституционно-правового статуса депутата парламента, раскрывается юридическая природа мандата депутата и дается характеристика свободного мандата российского депутата.
Вторая глава посвящена рассмотрению прав и обязанностей депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания.
Необходимыми для осуществления функций парламентария являются гарантии депутатской деятельности, которым посвящена третья глава.
Важное значение для обеспечения парламентариям нормальных условий работы имеет ответственность за нарушение конституционно-правового статуса депутата. Эта проблема освещена  в четвертой главе.
При работе с данной темой были использованы нормативно-правовые акты, определяющие конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Это, в первую очередь, Конституция РФ, федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ", регламенты Государственной Думы и Совета Федерации, постановления Государственной Думы и Совета Федерации, изданные в развитие федеральных законов, определяющих и регулирующих конституционно-правовой статус депутата. Также использован ряд научных работ различных ученых по данной проблеме.
Целью работы является глубокое изучение законодательства, регулирующего депутатскую деятельность, а также внесение предложений по его усовершенствованию.

Глава 1. Конституционно-правовой статус депутата парламента РФ.

    Статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации складывается из их прав, обязанностей и ответственности,  он определяется Конституцией РФ, Федеральным законом о статусе  члена Совета Федерации и статуса депутата Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 июля 1999г. и рядом других федеральных законов. Закрепляя такой статус, законодатель предоставляет  членам парламента особую право- и дееспособность с тем, чтобы парламентарий мог участвовать в законотворчестве и осуществлении других функций парламента.
    Статусы  депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации во многом схожи, но между ними есть и различия. Различия определяются уже тем, что депутаты Думы избираются населением, а члены Совета Федерации входят в состав палаты по назначению или избранию органами государственной власти субъектов РФ. Депутаты Думы представляют в палате весь народ в целом, а члены Совета Федерации представляют свои субъекты РФ. Депутат Государственной Думы работает на профессиональной постоянной основе. Он не может быть депутатом законодательного органа субъекта РФ  или органа местного самоуправления, находиться на государственной службе, заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, таможенных органов, органов уголовно-исполнительной системы, избранные депутатами Государственной Думы, как и членами Совета Федерации, приостанавливают свою службу в перечисленных органах и учреждениях на период осуществления депутатских полномочий.
         
1.1. Мандат депутата: понятие, юридическая природа.

От ответа на этот вопрос зависит главное в статусе парламентария: возможность или невозможность действовать  только в соответствии со своими  убеждениями, нести или не нести ответственность перед своими избирателями.
Под императивным мандатом понимаются полномочия, полученные депутатом от своих избирателей при условии, что он обязан выполнять их наказы и нести перед ними ответственность за свои действия. Если депутат не выполняет свои предвыборные обещания или вообще работает в парламенте  неудовлетворительно, то избиратели вправе отозвать его. Следовательно, депутат не свободен в выборе своей позиции при решении вопросов в парламенте, он должен служить не народу в целом, а своим избирателям.
Напротив, свободный мандат предполагает, что депутат  не должен быть  связан наказами избирателей, а действовать в парламенте исходя из своих  убеждений в интересах всего народа. Такой мандат исходит из понимания возможности  несовпадения  общих и местных интересов народа и необходимости отдавать предпочтение общим интересам. При свободном мандате не может быть отзыва депутатов, а ответственность за свою деятельность он несет не перед своими избирателями, а перед народом в целом.
Эти разновидности мандатов в разных вариациях присущи всем странам мира. Императивный мандат весьма подходит тоталитарным государствам, которым нужны внешние формы  "народоправства", хотя право отзыва в таких государствах  практически нигде не реализовывалось. Правовое демократическое государство исходит из того, что наказы избирателей  и прямая ответственность депутатов перед избирателями имеют смысл и практическую осуществимость скорее на уровне местного самоуправления, но на общенациональном уровне  парламенты решают более сложные вопросы в интересах народа, и депутаты должны выступать как представители всего народа, а не только своих избирателей. Поэтому в современных демократических странах утвердились системы свободного мандата.
1 2 3 4 5 6 7