informsky.ru
В Российской Федерации Конституция полностью обходит вопрос о природе мандата парламентария, законодательство же решает его половинчато. В целом можно считать, что императивный мандат отвергнут, поскольку права отзыва уже нет. Не существует и юридически  закрепленной обязанности депутата  поддерживать политику  какой-либо политической партии, строго следовать фракционной дисциплине и  отчитываться перед избирателями.

1.2. Свободный мандат  российского депутата.

Свободный мандат  не означает полную свободу действий парламентария, он зависит от  установок своего партийного руководства во фракции, связан желанием снова  баллотироваться  на предстоящих выборах в парламент своем избирательном округе. Однако юридически его право голосовать при решении того или иного вопроса ничем не ограничено. Поняв, что его предвыборные обещания были  по существу популистскими и идут вразрез  с общенародными интересами, депутат вправе отказаться  от выполнения этих обещаний. Во всей своей деятельности депутат должен в первую очередь руководствоваться Конституцией, законами и своей совестью.
Но свободный мандат все же обременен  некоторыми традиционными чертами - например обязанностью депутата информировать избирателей о своей деятельности, обеспечивать их права и интересы, руководствоваться предвыборной программой.  Однако отсутствие санкций за нарушения  этих обязанностей позволяет депутату в целом  поступать в соответствии со своими убеждениями, т. е. действовать свободно. Практически таким же статусом обладают и члены Совета Федерации. Хотя они являются представителями органов государственной власти своих субъектов РФ, но не предусмотрено никакой  ответственности  членов палаты перед этими органами, как и обязанности выполнять наказы избирателей, избравших их в эти органы.

Глава 2. Права и обязанности депутата.

Формы деятельности определены в Законе для того, чтобы способствовать парламентариям в осуществлении  их законотворческой деятельности. В то же время это означает установление известных рамок такой деятельности с тем, чтобы не допустить вмешательства депутатов в прерогативы исполнительной и судебной власти. В Законе о статусе депутатов проявилась тенденция  к осуществлению  некоторых контрольных функций парламентариями по отношению к исполнительным органам, что отражает инерцию прошлых лет. Весьма скромно выглядят обязанности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы - отсутствует, например, закрепление главной обязанности парламентария: присутствовать на заседаниях своей  палаты, чем многие из них часто пользуются. Ничего не говорится в Законе о дисциплинарных взысканиях, хотя во многих странах это признается необходимым.
Законом специально регулируются  взаимоотношения депутата Государственной Думы с избирателями. Депутат Государственной Думы поддерживает связь с избирателями. Депутаты рассматривают поступившие от избирателей предложения, заявления и жалобы, вносят предложения в соответствующие органы власти и общественные объединения. Депутаты информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обязаны соблюдать этические нормы. Ответственность за нарушение парламентарием указанных норм устанавливается Регламентом палат. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы представляют декларации о доходах и сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности.

2.2. Право законодательной инициативы.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы имеют право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним. Группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы может вносить предложения о поправках и пересмотре  положений Конституции РФ. Использование депутатами данного права позволяет реализовать  как их собственные идеи по вопросам государственной значимости, так и предложения избирателей. Этим правом Конституция наделила также  каждого депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации в отдельности. Подтверждение этому можно найти в текущем законодательстве. Так, в Федеральном законе о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (в ред. от 5 июля 1999г.)1 закреплено, что  право законодательной инициативы имеют "член" Совета Федерации  и "депутат" Государственной Думы.
Наряду с членами  Совета Федерации право законодательной инициативы предоставлено также Совету Федерации в целом. В отличие от внесения законопроекта отдельными членами Совета Федерации внесение его всей палатой  обязательно должно получить поддержку большинства голосов членов палаты, о чем принимается соответствующее решение.
Члены Совета Федерации и Депутаты Государственной Думы пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым палатами Федерального Собрания, комитетом, комиссией палаты, членами которых они являются. Член Совета Федерации вправе присутствовать на всех заседаниях Государственной Думы, а депутат Государственной Думы - на всех  заседаниях Совета Федерации.
    Законодательная инициатива может быть реализована ее субъектами совместно. Особое значение совместная законодательная инициатива приобретает для субъектов Российской Федерации в связи с наметившимися принципиально новыми подходами  их участия в федеральном законотворчестве. Возможно  совместное осуществление законодательной инициативы Советом Федерации и депутатами Государственной Думы, Президентом и Правительством и т. д. Реализуемая сразу несколькими субъектами совместная законодательная инициатива направлена на урегулирование какой-то общей проблемы и тем самым обеспечивает определенную гармонизацию российского законодательства. В ходе ее осуществления координируются разные интересы, что позволяет более объемно отражать в принимаемом законе назревшие потребности общественного развития.
    Внесению законопроекта в законодательный орган предшествует весьма продолжительная работа по его подготовке. К процессу подготовки законопроектов субъекты права законодательной инициативы обычно привлекают  различных специалистов и соответствующие учреждения. Например, разработка законопроектов, вносимых Правительством России, как правило, осуществляется министерствами или специальными рабочими группами.
   
2.3. Депутатский запрос.

    Депутат  и группа депутатов Государственной Думы, а также член, группа членов Совета Федерации вправе обращаться с запросом  к Правительству РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю центрального банка РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов.
    Запрос вносится на заседании соответствующей палаты в письменной форме. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты)  или письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной установленный палатой срок.
    Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов. О дне рассмотрения поставленных в запросе вопросов инициатор запроса должен быть извещен заблаговременно, но не позднее, чем за три дня до заседания соответствующего органа.1
    Запрос, внесенный в письменной форме, и письменный ответ на него оглашаются председательствующим на заседании палаты или доводятся до сведения членов (депутатов) палаты иным путем.  
1 2 3 4 5 6 7