informsky.ru
В Москве члену Совета Федерации номер  в гостинице предоставляется на постоянной основе.
Расходы органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, связанные с  материальным обеспечением  деятельности депутатов и членов Совета Федерации, относятся на счет федерального бюджета.
Член Совета Федерации вправе иметь до пяти помощников, работающих на основании трудового договора (контракта), а также не  более пяти помощников, работающих на общественных началах. Депутат Государственной Думы тоже вправе иметь до пяти помощников: по работе в палате (одного помощника) и по работе в своем избирательном округе (для депутатов, избранных по одномандатным округам) или по работе в регионе, определяемом соответствующими депутатскими объединениями (для депутатов, избранных  по общефедеральному избирательному округу). Депутаты сами определяют общее число своих помощников и распределяют обязанности между ними. Они вправе иметь также помощников, работающих на общественных началах.

3.1. Неприкосновенность депутата.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока  их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвержены личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Члены Совета Федерации  и депутаты Государственной  Думы  для реализации своих полномочий обладают социальными и правовыми гарантиями. К числу правовых гарантий относятся  гарантии неприкосновенности.
Наделение дополнительными, повышенными гарантиями неприкосновенности  обусловлено необходимостью создания членам Совета Федерации  и депутатам Государственной Думы надлежащих условий для их деятельности, беспрепятственного и эффективного выполнения своих полномочий. Гарантии неприкосновенности необходимы для защиты от применения необоснованных  мер принуждения, ограничивающих  или лишающих членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы возможности выполнять возложенные на них обязанности.
Неприкосновенность заключается в ограждении от уголовного преследования и преследования в порядке административного судопроизводства. Положения о неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы  по своему содержанию не могут противоречить принципу равенства граждан перед законом и судом. Эти гарантии неприкосновенности ни в коем случае не должны освобождать от привлечения к ответственности членов Совета Федерации  и депутатов Государственной Думы. Неприкосновенность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы не может находиться в противоречии с принципом неотвратимости ответственности.
Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. К ним во время этого периода не могут быть применены такие меры процессуального принуждения, как задержание, арест (которые означают лишение парламентария свободы), обыск, кроме случаев задержания на месте преступления, или допрос. Помимо этого, они не могут быть подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Положения Конституции РФ о депутатской неприкосновенности были конкретизированы  в Федеральном законе от 5 июля 1999 г. " О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в редакции Федерального закона. Им предусмотрено, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы с согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации могут быть привлечены к уголовной или административной  ответственности, налагаемой в судебном порядке. В этом же Законе говорится, что "неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку". Также  этим Законом  установлено, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы  не могут быть привлечены к уголовной или административной  ответственности за высказывание мнения или за выражение позиции при голосовании  в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу депутата Государственной  Думы, в том числе и по истечении срока их полномочий.
Согласно ст. 45 Регламента Государственной Думы депутат, выступающий в Государственной Думе, не вправе нарушать правила депутатской этики - употреблять в своей речи  оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает  выступающего, а в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания. За такие нарушения правил депутат  может быть также лишен права выступления  на срок до одного месяца решением палаты, принимаемым большинством голосов от общего числа депутатов1. Если при высказывании мнения или выражении позиции член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустил публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, то он может быть привлечен  к ответственности, предусмотренной  Федеральным законом. Уголовная ответственность за клевету или оскорбление установлена ст. 129, 130 УК. Если в выступлении депутата Государственной Думы содержались признаки преступления, может решаться вопрос о возбуждении уголовного дела.
Возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем  административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
Административная или уголовная ответственность члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы являются крайними мерами в случае нарушения ими установленных норм поведения при осуществлении своей деятельности.
Из положений Конституции и настоящего Федерального закона вытекает, что член Совета Федерации и депутат Государственной Думы без какого-либо разрешения могут быть привлечены за совершение административного правонарушения к административной ответственности, которая не налагается судом, а выносится другими органами, например административными  комиссиями. Также член Совета Федерации и депутат Государственной Думы могут нести гражданско-правовую ответственность.
Возбуждение уголовного дела, производство дознания или предварительного следствия осуществляются в соответствии с положениями  уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, предусматривающего порядок производства по той или иной категории уголовных дел. В практике  деятельности правоохранительных органов возникли вопросы, связанные с привлечением к уголовной ответственности  депутатов Государственной Думы. В связи с этим  в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 1996 г. по делу о проверке конституционности  положений частей первой и второй ст. 18, ст. 19 и части второй ст. 20 Федерального Закона от 8 мая 1994 г. "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" было уточнено содержание депутатской неприкосновенности. Постановлением признана имеющей значение связь инкриминируемых депутату действий с осуществлением им депутатской деятельности1. Это постановление было учтено в Федеральном законе от 5 июля 1999г.
Поэтому в зависимости от  того, связаны ли с осуществлением полномочий  инкриминируемые члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы действия, существует различный порядок производства по уголовному делу или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке.
Также имеются различия при решении вопроса о лишении неприкосновенности. Таким образом, предусматриваются  дополнительные процессуальные гарантии для недопущения незаконного и необоснованного  привлечения к административной  или уголовной ответственности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы за их служебные действия.
1 2 3 4 5 6 7