2.4. Процесс познания, его структура и принципы

Познание есть процесс формирования знаний. Уже древнегреческие философы обнаружили противоречия в этом процессе. Эти противоречия Зенон выразил в своих апориях "Стрела", "Ахиллес и черепаха", "Дихотомия", "Стадион". По мнению древних греков, эти противоречия связаны с двояким происхождением знаний. Один источник знаний - чувства и ощущения. Другой источник - разум.
Отсюда они сделали вывод, что знания не могут быть единым с тем, знанием чего они являются: есть объект познания, есть субъект познания и есть знание субъекта об объекте, которое получается с помощью чувств или разума.
Если знание субъекта не "похоже" на объект, то возникает первый вопрос: может ли субъект получить достоверные знания об объекте?
Те, кто считал, что такое знание невозможно, получили в дальнейшем  название агностиков. Агностицизм - это учение, либо отрицающее возможность получения достоверного знания, либо ограничивающее эту возможность.
Второй вопрос заключается в следующем: что же является источником достоверного знания - чувства или разум? Те, кто считал, что таким источником являются чувства, получили название сенсуалистов, те, кто разум - рационалистов. Мы можем назвать Парменида и Зенона первыми рационалистами, так как они считали, что чувства дают ненадежные знания (или мнения), а разум - надежные знания (или истину). Фактически рационалистами были и атомисты (Левкип,  Демокрит). Хотя они и признавали, что образы вещей проникают в наши чувства, эти знания они считали мнением, а истиной считали знания о том, что все в мире - это атомы и пустота.
Также и Платон считал истинными идеи, к которым можно приблизиться с помощью разума. С помощью же чувств человек познает лишь тени идей. Дуализм Декарта, утверждавшего, что нет ничего общего между двумя субстанциями - протяженной и мысленной, приводит к выводу о том, что они не могут действовать друг на друга, а значит, материальный мир не причина наших представлений о нем. Поэтому среди сенсуалистов появилось два направления. Одно - материалистическое (те, кто считал, что источник ощущений - внешний материальный мир (Локк), другое субъективно-идеалистическое (те, кто считал источником знаний собственные ощущения, не связанные с материей (Беркли). Таким образом, в философии формировалось представление о процессе познания как формирования субъектом знаний об объекте, которое может осуществиться с помощью чувства и разума.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. В. Голосов "Очерки по истории английского материализма XVII-XVIII веков" "Введение в историю философии" Учебник для высших учебных заведений
2. Спиркин А.Г.Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 2001
3. Дарио Антисери и Джованни Реале. Западная Философия от истоков до наших дней. Ч.2.2003
informsky.ru
1 2