Федеральное агентство по образованию
Российский государственный торгово-экономический университет
кемеровский институт (филиал)
факультет заочного обучения

Реферат
по дисциплине: "Правоведение"

2013

План:
1.  Субъекты гражданского права.
1.    Виды субъектов гражданского права. Особенности субъектов
Российской Федерации, муниципальных образований как
субъектов гражданского права
2.    Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права.
Правоспособность и дееспособность граждан. Эмансипация.
Право на занятие предпринимательской деятельностью.
Имущественная ответственность. Несостоятельность индивидуального
предпринимателя и ее последствия
3.    Юридические лица как участники гражданских правоотношений.
Понятия, признаки, правоспособность юридического лица. Виды и
формы юридических лиц. Имущественная ответственность
юридического лица. Реорганизация и ликвидация юридического лица
2. Литература
Субъекты гражданского права.
1.    Виды субъектов гражданского права. Особенности субъектов Российской Федера-ции, муниципальных образований как субъектов гражданского права.

Согласно п. 1 ст. 124 ГК Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Прежде всего это означает отсутствие с их стороны властного воздействия на иных участников этих отношений, отказ во внутреннем гражданском обороте от иммунитета государства, от иных преимуществ верховной власти.
Названным субъектам присущи все признаки, необходимые для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях: организационное единство, наличие обособленного имущества, самостоятельная имущественная ответственность, право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде.
Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в гражданских пра-воотношениях осуществляется через органы государственной власти, участие муниципаль-ных образований - через органы местного самоуправления.
На уровне Федерации в качестве таковых органов выступают Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство России, федеральные органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты). На уровне республики участие в гражданских правоотношениях осуществляется через ее законодательное собрание или иной орган законода-тельной власти, Президента, Правительство, министерства, комитеты. На уровне края, области - через областную, краевую думу, иной законодательный орган, областную, краевую администрацию и ее комитеты, департаменты и т.п. В муниципальных образованиях - через выборные органы местного самоуправления, глав муниципальных образований (мэра, старосту и др.), глав районных, городских администраций и др.
Возможен и иной механизм участия государства в гражданских правоотношениях. Со-гласно п. 3 ст. 125 ГК в федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Пра-вительства России, нормативных актах субъектов РФ и муниципальных образований могут быть предусмотрены случаи, когда по их специальному поручению от их имени выступают государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Это своего рода делегирование полномочий, оформляемое в нормативном или индивидуальном порядке. Так, граждане могут представлять интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена (находится) в федеральной собственности. Представление интересов осуществляется на основании договора, заключаемого Российским фондом федерального имущества и гражданином.
Что касается ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, то имущественная обособленность Российской Федерации, государственных и муниципальных образований влечет за собой их самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам (ст. 126 ГК).
Это проявляется в следующем: названные субъекты несут ответственность только по своим обязательствам, т.е. по обязательствам, в которых являются стороной. Далее, они от-вечают имуществом, принадлежащим им на праве собственности. При этом следует иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, делится на две части. Одна его часть закрепляется на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными предприятиями или учреждениями, созданными Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Другая часть имущества составляет соответственно казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации либо муниципальную казну муниципального образования. Самостоятельная имущественная ответственность возможна только на базе второй части имущества.
Разграничение ответственности производится и между Российской Федерацией, субъ-ектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственных и муниципальных образований, а последние не отвечают но обязательствам Российской Федерации. Правило об их раздельной ответственности не применяется, если Российская Федерация приняла на себя поручительство по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя поручительство но обязательствам Российской Федерации.
Коммерческая, иная частноправовая деятельность государства с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств регулируется нормами международного частного права (ст. 1204 ГК) и международного гражданского процесса. При этом российское законодательство исходит из концепции иммунитета суверенного иностранного государства, его имущества (ст. 401 ГПК РФ 2002 г.). Это означает, в частности, что российское государство в отношении совершаемых им сделок может быть подчинено иностранному закону или иностранному суду только при условии, если прямо выразит на то свое согласие; предъявление иска к государству, обеспечение иска, обращение взыскания на имущество государства может быть допущено лишь с согласия компетентных органов Российской Федерации.

2.    Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права. Правоспособность и дееспособность граждан. Эмансипация. Право на занятие предпринимательской деятельностью. Имущественная ответственность. Несостоятельность индивидуального предпринимателя и ее последствия.
Правоспособность граждан - способность иметь гражданские права и нести граждан-ские обязанности (п. 1 ст. 17 ГК).
Правоспособность возникает в момент рождения человека и прекращается с его смертью. Прекращение правоспособности связано с биологической смертью, когда возврат человека к жизни исключен. Следовательно, правоспособность не отделима от человека, он правоспособен в течение всей жизни независимо от возраста, состояния здоровья человека - физического и психического, и от того, в состоянии ли человек сам ее осуществить или нет. Новорожденный, душевнобольной или слабоумный обладают гражданской правоспособностью в той же мере, что и взрослый человек.
Содержание правоспособности граждан образует те имущественные и личные неиму-щественные права и обязанности, которыми гражданин согласно закону может обладать. В соотв. со ст. 18 ГК гражданин может:
"    иметь имущество на праве собственности;
"    наследовать и завещать имущество;


1 2 3 4
informsky.ru