новых ценностных ориентиров есть провозвестие новой культуры. Общим местом стало повторение мысли, что контркультура - уже исторический факт, архаика. Официальная господствующая культура устояла, сумев вобрать в себя элементы контркультурных тенденций и сохранить собственное ядро. Натиск новых ценностных ориентаций оказался недолговечным.
В современном мире произошла радикальная переоценка этики труда, смысла жизни, отношений между полами, традиций рациональности.
В контексте подобных исследований понятие "контркультура" обретает совсем иной смысл, нежели понятие "субкультура". Контркультурным значением в современном мире обладают не отдельные феномены, а вся совокупность субкультур. Сохраняя и возобновляя себя, они вместе с тем провоцировали настоящую ценностную революцию. Контркультура, следовательно, есть совокупный эффект поисков нового ценностного ядра современной культуры.
Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностных и практических установок - процесс, постоянно воспроизводящий себя в мировой культуре.
Так, история христианства в Европе началась с противостояния господствующей культуре, с провозглашения новых святынь и жизненных установлений. В той же мере отход от христианской культуры предполагает вначале смену ценностных установок. Не только религиозная, но и светская культура, как правило, при своем становлении исповедует отречение от официальных канонов, идет ли речь о мировоззренческих, этнических или эстетических установках.
Всякая новая культура, культура конкретной эпохи возникает в процессе осознания кризиса предшествующей социокультурной парадигмы. Христианство возникло как разрыв в языческом сознании античности. Контркультурными были движение киников в античности, движение романтиков в конце просветительской эпохи в Европе.
Российское общество находится сейчас в процессе контркультурного размежевания. Рождаются новые социокультурные группы, имеющие специфический менталитет, образ жизни, ценностные установки. Несомненно одно: становление новой культуры в нашей стране невозможно без длительной полосы контркультурных феноменов. [4, с. 322].

2.    Игровая концепция  культуры  Й. Хейзинги.
Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Многие европейские философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности. Игра в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры [4, с. 236].
Наиболее ярким представителем этой концепции является голландский культуролог Й. Хейзинга (1872 - 1945). Игра, в концепции Хейзинги - это культурно-историческая универсалия. Голландский исследователь в своих трудах опирается на традицию истолкования искусства из игры как спонтанной, незаинтересованной деятельности, которая приятна сама по себе и независима от какой-либо цели [9, с. 60].
Хейзинга в книге "Homo Ludens" ("Человек играющий") отмечал, что многие животные любят играть. По его мнению, если проанализировать человеческую деятельность до самых пределов нашего сознания, она покажется не более чем игрой. Поэтому он считает, что человеческая культура возникает и развертывается в игре, носит игровой характер. Игра - не биологическая функция, а явление культуры, которое анализируется на языке культурологического мышления. Игра старше культуры.
Хейзинга делает допущение, что в игре мы имеем дело с функцией живого существа, которая в равной степени может быть детерминирована только биологически, только логически или только этически. Игра прежде всего свободная деятельность. Она не есть "обыденная" жизнь и жизнь как таковая.
Хейзинга отмечает, что архаичное общество играет так, как играет ребенок или играют животные. Мало-помалу внутрь игры проникает значение священного акта. Говоря о сакральной деятельности народов, нельзя упускать из виду феномен игры. Когда Хейзинга говорит об игровом элементе культуры, он вовсе не подразумевает, что игры занимают важное место среди других форм жизнедеятельности культуры. Не имеется в виду и то, что культура происходит из игры в результате эволюции.
Культура возникает в форме игры. Вот исходная предпосылка названной концепции. Культура первоначально разыгрывается. Те виды деятельности, которые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей (например, охота), в архаичном обществе принимают игровую форму. Человеческое общежитие поднимается до супрабиологических форм, придающих ему высшую ценность посредством игр. В этих играх, по мнению Хейзинги, общество выражает свое понимание жизни и мира [4, с. 236].
Немаловажную функцию в реализации игрового начала выполняют идеалы социальной жизни, определяющие духовную жизнь общества. В определенные моменты истории игра выполняет роль драматургической основы в реализации высшего социального сюжета, социально-нравственной идеи. Общественные идеалы, несомненно, содержат много игрового, так как они связаны с областью мечты, фантазии, утопических представлений и могут быть выражены лишь в игровом пространстве культуры. Согласно концепции Хейзинги, целые эпохи "играют" в воплощение идеала, как, например, культура Ренессанса, стремившаяся к возрождению идеалов античности, а не к созданию принципиально новых, "своих" ориентиров. [9, с. 61].

3. Древнегреческий полис
В архаичный период (VIII - VI вв. до н.э.) в Древней Греции начинают складываться города-государства, или полисы, которые затем становятся основой социальной и культурной жизни. Территориально это понятие означало прежде всего город с прилегающей к нему округой. В социальном смысле полис представлял собой государственно-административную единицу. Все свободные жители в городе и округе считались его гражданами и принимали активное участие в общественной и культурной жизни. Тогда же появляется народное собрание как орган решения всех важных вопросов. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы [3, с. 119].
В политическом отношении Греция делилась на множество самостоятельных городов-государств, однако именно в архаическую эпоху активное взаимодействие греков с другими народами побудило в них сознание единства, появляются понятия "эллины", "Эллада", охватывающие греческий мир в целом. Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало окончательное создание пантеона богов в результате слияния древних местных культов, основным среди которых стал культ олимпийских богов [6, с. 104].
В духовной жизни общества главную роль играла греческая мифология. Выразительные, образные, богатые фантазией мифы оказали влияние на науку и философию и стали основным источником развития греческой литературы и искусства [3, с. 120].
Для греческой религии характерен политеизм - многобожие, вера во многих богов. Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога-покровителя: Деметра покровительствовала земледелию, Афина - ткачеству, Дионис - виноделию, Гермес - торговле и т.д. кроме общегреческих богов в каждой области Греции почитались и местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга.
Помимо мифов о богах и начале мира, у греков были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и многих других героях.
Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. В них проявляется один из важнейших элементов древнегреческой культуры - агонистика (стремление к успеху в спорте, музыке, поэзии и т.д.). Характерно, что в системе воспитания архаической эпохи главное - превзойти остальных, стать лучшим. Образованный человек должен был владеть всеми видами оружия, играть на лире, петь, танцевать, участвовать в спортивных и игровых состязаниях и т.п. [6, с. 105].  
В период архаики в Греции возникла философия: первым греческим философом, основателем ионийской школы, был Фалес. К этой же школе принадлежали Анаксимен и Анаксимандр. Ионийские мыслители положили начало антимифологическому типу философствования. Их заслугой было обоснование важнейшего понятия "материя", которую они представляли себе как вещество в разных его видах (вода, воздух) или же как "апейрон" - бесконечную, безграничную, неуничтожимую и постоянно движущуюся субстанцию. Новое мышление положило начало новому познанию.
Исследованием первопричины мира занимались и другие философы архаической эпохи. Пифагор и его последователи, считая основой всего сущего числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. Парменид Элейский сформулировал принцип тождества мышления и бытия.
Литературное творчество издавна существовало в Греции в устной форме: эпос, трудовые песни и пр., что   подготовило   появление   гомеровских "Илиады"  и  "Одиссеи" - первых   греческих   литературных


1 2 3 4 5
informsky.ru