произведений, которые до сих пор являются величайшими достижениями мировой литературы, хотя созданы они были в  VIII в. до н. э. К этому же времени относится и творчество Гесиода, написавшего поэмы "Теогония" и "Труды и дни" [6, с. 106].
В архаическую эпоху появляется лирика, рождение которой свидетельствовало о том, что человеческая личность как предмет искусства, поэзии становится все более зрелой и многогранной. Поэтому мироощущение рождается не в результате общения с богами, а с личностью певца и его окружением. Именно такой человечной была лирика Архилоха с острова Парос, Алкея из Спарты, поэтессы Сафо с острова Лесбос. Они создали новый тип поэтического творчества - песенную поэзию, в которой отразилось новое мироощущение. Его носителем стала эстетически развитая личность, зрелая творческая индивидуальность. Лирические произведения, выражавшие радость, горе, ненависть, страдания личности исполнялись обычно под звуки лиры или кифары [3, с. 121].
К VI в. до н. э. как особый жанр греческой литературы оформляется басня, которую традиционно связывают с именем полулегендарного Эзопа ("Волк и ягненок", "Лисица и виноград", "Ворона и лисица").
Искусство периода архаики характеризуется поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. В это время появляются два основных типа одиночной скульптуры - обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой. Кроме того, появляются скульптурные многофигурные композиции и рельефы.
К VI в. оформляется архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. В период архаики утверждается синтез архитектуры и скульптуры - храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи богов, которым посвящены храмы.
Греческая керамика поражает богатством и красотой оформления. Около 700 г. до. н. э. гончары из Коринфа придумали чернофигурную технику росписи сосудов, в которой неглазурованная красная глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась мифологическими или батальными сценами. Около 530 г. до. н. э. афинские гончары предложили прямо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой и разработкой деталей, и аттические чернофигурные и более поздние краснофигурные вазы с изображением сцен обыденной жизни людей.
Победа греков в греко-персидских войнах (500 - 449 до н. э.), окончательное оформление классического рабовладения, развитие полисной демократии способствовали подъему экономической и политической жизни Греции в V в. до н. э. и расцвету греческой культуры, центром которой стали Афины.
В классический период (V - IV вв. до н. э.) целью воспитания гражданина стало его физическое и духовное совершенство. Большую роль в развитии интеллектуального образования сыграли софисты - странствующие философы, которые за плату обучали желающих грамматике, математическим дисциплинам, риторике, диалектике и пр. в этот период жил один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины Сократ, который утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только Бог. В развитии представлений о природе большую роль сыграл Демокрит, который ввел понятие атомов - неделимых частиц материи. В классическую эпоху с увеличением объема знаний некоторые направления науки начинают оформляться как самостоятельные дисциплины. Например, в V в. до н. э. наблюдается прогресс в медицине, связанный с именем Гиппократа. Болезни он объяснял вполне реальными причинами, не зависящими от божественных сил [6, с. 107].
В духовной жизни Афин утверждение демократического строя совпадает с расцветом греческого театра и творчеством Эсхила, Софокла и Еврипида. Театра под открытым небом, вмещавший почти все мужское население города был важной сферой общественной жизни Афин. Греческая драма составила эпоху в истории мирового театра. В ней всегда присутствует тема судьбы. Эсхил, Софокл и Еврипид написали более трехсот произведений и заложили основы греческой литературы и драматургии. Комедии Аристофана, над которыми в конце V в. до н. э. смеялась вся Греция, - смелая сатира на современное ему общество. Аристофан высмеивает воинственный дух ("Ахарняне", "Всадники"), завоевательские походы афинян ("Вавилоняне"), а также городскую жизнь с ее торгашеским духом и фетишем денег, стремлением к безделью и мнимым политическим правам [3, с. 126].
Большой интерес граждан вызывала история родного полиса. Греческая историография V в. до н. э. бурно развивается и впоследствии становится образцом для подражания. Величайшие историки античности - Геродот ("История") и Фукидид ("История Пелопоннесской войны").
Главной задачей искусства  V в. до н. э. было правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил - победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса, в котором нравственная красота неотделима от физической.
В это время достигает расцвета реалистическая скульптура (статуи "Афина-воительница", "Зевс", "Дискобол", "Дорифор", "Раненая амазонка и т.д.). Среди греческих живописцев V в. до н. э. следует отметить Полигнота и Аполлодора, которому приписывается открытие игры светотени, умение давать перспективу.
V в. до н. э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками в разных концах Греции. В первой половине были созданы наиболее значительные произведения дорийского стиля: величественные храмы в городе Посейдония, храм Зевса в Олимпии. Особое место в истории античной архитектуры занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе [6, с. 110].  В ансамбль архитектурных сооружений Афинского акрополя классического периода входили следующие архитектурные памятники: Парфенон, посвященный заместительнице города Афин - Афине Парфенос (прил.1); храм Ники Аптерос - Бескрылой Победы (прил.2); храм Эрехтейон (прил.3) [8, с. 108].
Политический кризис после Пелопоннесской войны (431 - 404 гг. до н. э.), упадок общественной жизни в греческих полисах IV в. до н. э. вели к тому, что люди все сильнее сосредоточивались на собственных желаниях и нуждах, искали личного счастья в созерцании, самосовершенствовании. Не случайно в двух сложившихся в это время философских школах - кинической и гедонической - на первом плане стоят этические проблемы, поиски счастья.
Кризис полисной идеологии оказал большое влияние на развитие греческой скульптуры. Восхищение доблестями прекрасного и благородного гражданина, которого изображали мастера V в. до н. э., сменились интересом к человеческой личности. Наиболее прославленные скульпторы IV в. до н. э. - Пракситель, Скопас, Лисипп.
Бесспорным положительным моментом развития греческой культуры IV в. до н. э. стало обращение к внутреннему миру человека. В то же время культура из общего достояния гражданского коллектива все больше превращается в культуру интеллектуальной элиты, основная масса людей постепенно превращается в обывателей, занятых лишь собственными проблемами.

4. Доктрина "Москва - третий Рим" в русской культуре
"Москва - третий Рим" - историософская доктрина, лежащая в основе церковно-политической идеологии Московского государства в 15-17 вв. и сформировавшаяся на основе воспринятого от Византии учения о вселенском христианском царстве. Возникла под влиянием крупных исторических событий: объединения русских земель под московским единодержавием, отхода Константинопольской Церкви от ортодоксального православия, крушения Византийской империи.
К началу XV века владения Византии сводились к Константинополю с несколькими близлежащими восточнофракийскими городами, Фессалонике и Пелопоннесу, фактически отрезанному турецкими владениями от столицы. Вскоре была окончательно потеряна и Фессалоника, захваченная турецкими войсками в 1430 году. В этой обстановке византийское правительство решило любой ценой получить помощь Запада. Император Иоанн VIII лично направился в Италию в сопровождении константинопольского патриарха и епископов для ведения переговоров о заключении церковной унии [1, с. 764].
Византия также стремилась к тому, чтобы эта уния была признана русской митрополией. Кандидатом в митрополиты на Русь византийское правительство предложило грека Исидора, сторонника унии. Исидор прибыл в 1437 году в Москву, а затем отправился на собор в Италию, в Феррару и Флоренцию, где активно выступал за проведение унии. В 1439 году на Флорентийском соборе было принято постановление об унии церквей на условиях принятия православной церковью католических догматов и признания главенства папы при сохранении православных обрядов. Русские представители на соборе отказались подписать акт об унии. По инициативе великого князя Василия II собор высших иерархов русской церкви вынес решение о низложении Исидора, а в 1448 году митрополитом был утвержден уже управлявший фактически делами русской церкви епископ Иона. Константинопольский патриарх признал это решение незаконным и отлучил русских от церкви. Приобретение русской церковью независимости от константинопольского патриарха усилили ее политические позиции [1, с. 784].



1 2 3 4 5
informsky.ru