Контркультура - специфическая субкультура, порожденная "молодежным бунтом" 60-х - начала 70-х 20 в., основанная на утопическом стремлении вернуть человека западной цивилизации к его "естественному состоянию". Для К. характерно обращение к неортодоксальным духовным традициям и эзотерическим практикам (европейский и восточный мистицизм, шаманизм, сатанические культы, опыты наркотического галюцинирования, йога), причудливое соединение символики различных культур и эпох, попытки воспроизведения в современном контексте выработанных мировой культурой моделей маргинального поведения, "странного" бытия в отчужденном мире ("юродство" европейского средневековья, искусство дзэн, романтизм и декаданс Нового времени).
Культура - (лат. cultura - возделывание, воспитание) - это совокупность материальных и духовных ценностей, которые отражают активную творческую деятельность людей в освоении мира в ходе исторического развития человеческого общества.
Культура  духовная - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества; Духовная культура проявляется через различные формы общественного сознания (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, науку и философию) и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности. К духовной культуре относятся религия, наука, образование, искусство, язык, письменность и т. д.
Культурно-исторический тип - самобытная цивилизация, центральное понятие разработанной Н. Я. Данилевским философско-исторической доктрины, изложенной в его книге "Россия и Европа". В общем плане культурно-исторический тип состоит из идеальной формы (морфологического принципа) и органической материи. Во всемирной истории Данилевский насчитывал десять "полноценных" культурно-исторических типов: 1) египетский; 2) китайский; 3) ассирийско-вавилоно-финикийско-халдейский, или древнесемитический; 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) новосемитический, или аравийский; 10) германо-романский, или европейский, и два американских типа: мексиканский и перуанский, погибшие "насильственной смертью" до завершения цикла развития. Всесторонне Данилевский анализирует только два культурно-исторических типа - формирующийся славянский и германо-романский.
Культурогенез - (лат. cultura - возделывание, воспитание, греч. genesis - происхождение, возникновение) -  учение о происхождении культуры; понятие, употребляемое в истории культуры и культурологии для обозначения процесса зарождения культуры, его связи со становлением и развитием человеческой деятельности.
Массовая  культура - (лат. massa - ком, кусок, множество, и cultura - возделывание, воспитание) -  совокупность явлений культуры XX-XXI вв., характерных для современного общества с его высоким уровнем коммуникационно-информационных систем (радио, телевидение, интернет, мобильная связь), высокой степенью урбанизации и индустриализации, высокой степенью отчуждения индивида, потерей индивидуальности, подменяемой эгоизмом. Массовая культура стала одной из самых прибыльных отраслей экономики и даже получила названия: "индустрия развлечений", "коммерческая культура", "поп-культура", "индустрия досуга" и др.
Ментальность (менталитет) - (лат. mentalis - умственный) - мировосприятие, которое формируется на глубоком психологическом уровне индивидуального или коллективного сознания, совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы; образ мыслей, душевный склад. Различают детскую, национальную, тоталитарную, средневековую и другие виды ментальности.
Миф - (греч. mythos - слово) -  рассказ, архаическое повествование о богах, духах (впоследствии - о героях);  нечто нереальное, придуманное; то, чего не было в исторической действительности.  Миф является исторически первой формой культуры, компенсируя недостаточность практического овладения природой смысловым единением. Мифы создавали целостный образ мира, в котором всё имело своё значение, место и объяснение, поэтому человек, живущий в мире мифов, не чувствовал себя отчуждённым от природы.
Модернизм - (фр. moderne - современный) - стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX в., противопоставившее себя традиционализму как единое "искусство современности" или "искусство будущего".
Натурализм - (лат. natura - природа) - художественный стиль, стремящийся к преодолению условности искусства, превращению произведения в точную копию натуры. В художественной концепции натурализма уравновешены желания и возможности, идеалы и реальность, ощущается удовлетворённость своим положением и нежелание что-либо менять в мире.
Реализм - (лат. realis - вещественный) - направление и метод в художественном творчестве, основанный на правдивом отображении действительности.
Ренессанс - (франц. Renaissance - Возрождение) - общепринятое название эпохи, следовавшей в истории западноевропейского искусства за готической и продолжавшейся с середины XV до начала XVI столетия. Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства, а в живописи и ваянии, кроме того - сближением художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.
Рококо - ("причудливый", "капризный", фр. rococo, от rocaille - осколки камней, раковины) -  стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трёх четвертей XVIII в. Представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определённый этап общеевропейского стиля барокко. Искусство рококо - это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощрённой утончённости, в нем нет места героизму и пафосу - они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками.
Романтизм - (фр. romantisme, от лат. Romanus - римский, от Roma - Рим) - 1) идейно-художественное направление в европейской культуре конца XVIII - начала XIX в., отразившее разочарование в итогах французской революции, в идеологии Просвещения. Обыденной жизни романтизм противопоставляет сильные страсти и жизнь духа, тайные движения души, её "ночную" сторону, бессознательное, интуитивное.  Романтизм тяготел к безграничной свободе, жажде совершенства и обновления, к гражданской и личной независимости. 2) художественный метод, состоящий в стремлении писателя противопоставить неудовлетворяющей действительности необычные, отступающие от внешнего правдоподобия образы и сюжеты, рождённые его мечтой, фантазией.
Сентиментализм - (фр. sentiment - чувство) -  художественное течение второй половины XVIII - начала XIX в., пришедшее на смену классицизму.
Провозглашая "естественное" чувство определяющим моментом жизненных ценностей, сентименталисты стремились противопоставить своё восприятие рационализму классицизма. Сентиментализму характерно внимание к раскрытию внутреннего мира человека, к углублению психологического анализа, к индивидуализации образа.
Символизм - (греч. symbolon - знак) -  направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг., сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений.
Синкретизм - (греч. synkretismos - соединение) -  1) слитность, нерасчленённость, первичное неразвитое состояние чего-либо (например, первобытного искусства, в котором музыка, пение, танец не были отделены друг от друга);  2) сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и согласования.
Субкультура - (лат. sub - под, и cultura - возделывание, воспитание) -  культура определённой социальной группы внутри доминирующей, национальной культуры, состоящая из устойчивых норм, особенностей внешнего вида, образа жизни, манеры поведения, установок, мировоззрения, языка, художественного творчества.
Универсалии культурные - (лат. universalis - общий) - черты, присущие всем культурам, независимо от географического расположения, исторического времени и социального устройства.

Список использованной литературы:
1.    Всемирная история в десяти томах. Том III/Под ред. Н.А. Сидоровой и др. - М.: государственное издательство политической литературы, 1997. - 896 с.
2.    Евлампиев И.И. История русской философии: учеб. пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 2002. - 584 с.
3.    Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры: учебник для вузов. - М.: "Nota Bene", 1998. - 536 с.
4.    Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т 1. - Спб.: Университетская книга; ООО "Алтейя", 1998. 447 с.
5.    Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т 2. - Спб.: Университетская книга; ООО "Алтейя", 1998. 447 с.
6.    Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов/Под ред. проф. А.Н. Марковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 600 с.: ил. цв.
7.    Культурология: учебник для студентов вузов/[Л.А. Никитич и др.]; под ред. А.Л.Золкина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 498 с.
8.    Лихвар В.Д. Культурология./В.Д. Лихвар, Д.Е. Погорелый, Е.А. Подольская. - М.: Эксмо, 2008. - 416 с. - (Библиотека словарей. Общественно-гуманитарные науки.)
9.    Радугин А.А. Культурология. - М., 1996.


1 2 3 4 5
informsky.ru