таможенных, являются юридические факты. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях - и события (например, в связи с истечением срока хранения помещенного под режим таможенного склада товара у его владельца возникает обязанность поместить этот товар под иной таможенный режим). События являются неволевыми юридическими фактами, а действия всегда результат активного волеизъявления субъекта по своему характеру подразделяются на правомерные и неправомерные.
правомерные действия участников таможенно-правовых отношений всегда соответствуют требованиям норм таможенного права, а неправомерные действия, соответственно нарушают эти требования. К числу неправомерных относятся также и бездействия субъектов таможенного права, когда нормами таможенного права предусмотрено иное (например, непринятое перевозчиком находящихся под таможенным контролем товаров предусмотренных правовыми нормами мер в случае аварии или действия непреодолимой силы, непринятие должностным лицом таможенного органа в установленный срок решения по жалобе, и т.п.)
по характеру юридических фактов, порождающих таможенно-правовые отношения, эти отношения делятся на отношения, порождаемые правомерными юридическими фактами и на отношения, порождаемые неправомерными юридическими фактами. Последние еще именуются деликатными или юрисдикционными правоотношениями.

1.5. определение таможенно-правовых норм.

сущность и социальное назначение любой правовой отрасли раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание этой отрасли.
несмотря на то, что каждый автор несколько по-своему трактует понятие "норма права", тем не менее, в юридической литературе сложилось устойчивое представление об этом понятии. Норму права характеризуют несколько присущих ей признаков:
1.    норма права - это первичная клетка любой правовой отрасли
2.    норма права - это правило, которое всегда либо установлено, либо санкционировано государством
3.    это правило всегда носит общий характер, оно не персонифицировано и рассчитано на многократное применение
4.    нарушение этого правила влечет за собой юридическую ответственность
5.    норма любой отрасли права всегда несет на себе отпечаток общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли.

подобные признаки в полной мере присущи и таможенно-правовым нормам.
таким образом, таможенно-правовую норму можно охарактеризовать как установленное государством правило поведения или санкционированное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере таможенного дела, и неисполнение либо нарушение которого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством.
любая правовая норма отличается единством, целостностью и неделимостью, для нее характерна особая структура, т.е. специфическая компоновка содержания, связь и соотношение ее элементов.

1.6. структура таможенно-правовых норм, содержание составных частей таможенно-правовой нормы.

Структура таможенно-правовых норм традиционна и содержит три самостоятельных элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.
Гипотеза таможенно-правовой нормы содержит указание на конкретные жизненные обстоятельства (события либо действия), при наличии которых эта норма вступает в действие.
Диспозиция - это "сердцевина" таможенно-правовой нормы, где содержится указание на конкретное правило поведения, которым должны руководствоваться субъекты таможенного права, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе.
Санкция - это вид и мера возможного неблагоприятного последствия, угрожающего нарушителям установленного данной нормой правила.
элементы структуры таможенно-правовых норм не могут быть изолированы друг от друга, они тесно взаимосвязаны и вытекают один из другого. Гипотеза нормы обязательно связана с диспозицией, а диспозиция с санкцией, и наоборот.

1.7.классификация таможенно-правовых норм по предметной направленности.

правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами различной правоотраслевой принадлежности - нормами конституционного, административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального права и ряда других отраслей. Объединяющим признаком, позволяющим именовать эти нормы таможенно-правовыми нормами является их направленность  на предмет регулирования таможенного права, т.е. на регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Наполненные единым юридическим содержанием, таможенно-правовые нормы не равны по своей юридической силе и подразделяются на конституционные нормы, нормы законов и нормы подзаконного характера.
таможенно-правовые нормы различны по своей предметной направленности. По этому критерию они подразделяются на материальные и процессуальные нормы.
материальные таможенно-правовые норма (их большинство) закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность субъектов таможенно-правовых отношений. В материальных нормах находит свое отражение таможенно-правовой режим, в рамках которого должны действовать участники таможенно-правовых отношений.
процессуальные таможенно-правовые нормы определяют порядок и условия реализации прав и обязанностей участников таможенно-правовых отношений, установленных нормами материального таможенного права. Так, например, нормы таможенного права, закрепляющие права и обязанности таможенных органов и их должностных лиц по таможенному оформлению и таможенному контролю перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, являются материальными таможенно-правовыми нормами, а вот нормы регулирующие порядок и условия производства таможенного оформления и таможенного контроля таких товаров и транспортных средств - процессуальными нормами.
помимо юридической силы и предметной направленности, таможенно-правовые нормы можно классифицировать по степени общности их содержания, по характеру предписываемых правил поведения и по техническим приемам установления правил поведения.
по степени общности содержания  таможенно-правовые нормы делятся на нормы-принципы, общие нормы и конкретные нормы. Нормы-принципы не содержат явных признаков норм права, а являются результатом обобщений и выражают социальную направленность всех норм таможенного права как отрасли. Так, например, положение ч.1 ст.2 ТК РФ является нормой-принципом таможенного права, в соответствии с которым все нормы таможенного права России направлены на достижение целей единой таможенной политики страны, являющейся составной частью ее внешней и внутренней политики.
в отличие от норм-принципов общие нормы таможенного права - это общие правила поведения в сфере таможенного дела, конкретизированные в других нормах. Так, например, ст.137 ТК РФ, содержащая понятие предварительных операций, является общей диспозицией ко многим другим нормам, регулирующим различные виды предварительных операций.
конкретные нормы таможенного права - это нормы, непосредственно регулирующие те или иные общественные отношения в сфере таможенного дела. Так, в развитие предыдущего примера можно отметить, что нормы главы 23 ТК РФ регулирует порядок и условия временного хранения товаров и транспортных средств под таможенным контролем, а временное хранение является одним из видов предварительных операций.

1.8. подразделение норм по характеру предписываемых правил поведения.

по характеру предписываемых правил поведения нормы таможенного права можно условно разделить на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
управомочивающие нормы таможенного права устанавливают права субъектов совершать определенные действия или воздерживаться от них по своему усмотрению, т.е. дает возможность субъектам самим
1 2 3
informsky.ru