(переадресовка агрессии от более угрожающего к менее угрожающему); реактивное образование (подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположеные побуждения); сублимация (замена неприемлемых сексуальных или агрессивных побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации). У каждого человека есть свой набор защитных механизмов, сформированных в детстве.
Таким образом, в рамках психодинамической теории личности есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов - с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.


3. Аналитическая теория личности.

Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, так как имеет с ней ряд общих корней. Многие представители этого направления были учениками З. Фрейда. Однако было бы неверным считать, что аналитическая теория является неким новым, более совершенным этапом в развитии классического психоанализа. Это - качественно другой подход, основанный на ряде новых теоретических положений. Наиболее ярким представителем этого подхода  является швейцарский исследователь К. Юнг.
Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи - "архетипы". Некоторые архетипы универсальны, например, идея Бога, добра и зла, и присущи всем народам. Но есть архетипы культурно- и индивидуально-специфические. Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, религии, архитектуре. Смысл жизни каждого человека наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием. По мнению Юнга, личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности доминирует бессознательное, основная часть которого составляет "коллективное бессознательное" - совокупность всех врожденных архетипов. Свобода воли личности ограничена. Поведение человека фактически подчинено его врожденным архетипам, или коллективному бессознательному. Внутренний мир человека, в рамках данной теории, полностью субъективен. Раскрыть свой мир личность способна только через свои сновидения и отношения к символам культуры и искусства. Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя.
Основными элементами личности являются психологические свойства отдельных реализованных архетипов данного человека. Эти свойства также часто называют чертами характера. Например, свойства архетипа " персона" (маска) - это все наши психологические характеристики, роли, которые мы выставляем напоказ; свойства архетипа "тень" - это наши истинные психологические чувства, которые мы прячем от людей; свойства архетипа "анимус" (дух) - быть мужественным, твердым, смелым; защищать, охранять, охотиться и т.д.; свойства архетипа "анима" (душа) - нежность, мягкость, заботливость.
В аналитической модели выделяют три основных концептуальных блока, или сферы, личности:
1.    Коллективное бессознательное - основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов.
2.    Индивидуальное бессознательное - совокупность "комплексов", или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Примером комплекса может служить "комплекс власти", когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого.
3.    Индивидуальное сознательное - структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность.
Целостность личности достигается за счет действия архетипа "самость". Главная цель этого архетипа - "индивидуация" человека, или выход из коллективного бессознательного. Это достигается благодаря тому, что "самость" организует, координирует, интегрирует все структуры психики человека в единое целое и создает уникальность, неповторимость жизни каждого отдельного человека. У самости существует два способа, две установки такой интеграции:
-    экстраверсия - установка, заключающаяся в том, чтобы наполнить врожденные архетипы внешней информацией (ориентация на объект);
-    интроверсия - ориентация на внутренний мир, на собственные переживания (на субьъект).
В каждом человеке существует одновременно и экстраверт, и интроверт. Однако степень из выраженности может быть совершенно различной.
Кроме того, Юнг выделял четыре подтипа переработки информации: мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный, доминирование одного из которых придает своеобразие экстравертивной или интравертивной установке человека. Таким образом, в типологии Юнга можно выделить восемь подтипов личности:
1.    Экстраверт-мыслительный - сфокусирован на изучении внешнего мира, практичен, заинтересован в получении фактов, логичен, хороший ученый.
2.    Интроверт-мыслительный - заинтересован в понимании собственных идей, рассудителен, бьется над философскими проблемами, ищет смысл собственной жизни, держится на расстоянии от людей.
Согласно аналитической теории, личность - это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной и интравертированной установок личности.


4. Гуманистическая теория личности.

В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, "клиническое" (ориентированное преимущественно на клинику), представлено  во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, "мотивационного", направления является американский исследователь А. Маслоу. Несмотря на некоторые отличия между этими направлениями, их объединяет много общего.
Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существует две врожденные тенденции. Первая, названная им "самоактуализирующейся тенденцией", содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая - "организмический отслеживающий процесс" - представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура "Я", которая включает "идеальное Я" и "реальное Я". Эти подструктуры структуры "Я" находится в сложных отношениях - от полной гармонии.
Цель жизни, согласно К. Роджерсу, - реализовать весь свой врожденный потенциал, быть "полностью функционирующей личностью" т. е. Человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.
А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: "дефицитарные", которые усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации;
1.    физиологические (потребности в еде, сне);
2.    потребности в безопасности (потребности в квартире, работе);
3.    потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи;
4.    уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);
5.    потребность в самоактулизации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т.д.).
Потребности первых двух уровней  относятся к дефицитарным, третий уровень потребностей считается промежуточным, на четвертом и пятом уровне находятся ростовые потребности.
Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается поступательно; движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности высшего уровня. Другими словами, если человек голоден и у него нет крыши над головой, то ему будет трудно создать семью и тем более испытывать уважение к себе





1 2 3 4 5 6 7
informsky.ru