или заниматься творчеством.
Наиболее важным для человека являются потребности в самоактуализации - не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не становится настолько самоактуализированным, чтоьы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда остаются талант для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня называется "психологически здоровой личностью".
По мнению гуманистов, решающего возрастного периода не существует, личность формируется и развивается в течение всей жизни. Однако ранние периоды жизни (детство и юношество) играют особую роль в развитии личности. В личности доминируют рациональные процессы, где бессознательное возникает лишь временно, когда по тем или иным причинам блокируется процесс самоактуализации. Гуманисты считают, что личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, осознает свои поступки, строит планы, ищет смысл жизни. Человек - творец собственной личности, творец своего счастья.
Внутренний мир человека, его мысли, чувства, эмоции для гуманистов не есть прямое отражение действительности. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со свои субъективным восприятием. Внутренний мир человека в полной мере доступен только ему самому. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения конкретного человека.
Гуманистическая модель личности основными концептуальными "единицами" выступают:
1.    "Реальное Я" - совокупность мыслей, чувств и переживаний "здесь и сейчас"
2.    "Идеальное Я" - совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личного потенциала.
3.    Потребности в самоактуализации - врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности.
Хотя "реальное я" и "идеальное я" являются довольно размытыми понятиями, тем не менее существует способ измерения их конгруэнтности (совпадения). Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии "реального я" и "идеального я" (о высокой самооценке). При низких же значениях конгруэнтности (низкой самооценки) отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии.
При рождении обе подструктуры структуры "Я" полностью конгруэнтны, и поэтому человек изначально добр и счастлив.
В последствии благодаря взаимодействию с окружающей средой, расхождений между "реальным Я" и "идеальным Я" могут приводить к искаженному восприятию реальности - субцепции по терминологии К. Роджерса. При сильных и длительных расхождениях между "идеальным Я" и "реальным Я" могут возникнут психологические проблемы.
Студенты с высокой самооценкой в случае неудачи (например, провал на экзамене) пытаются установить контакт с преподавателем и пересдать предмет еще раз. При повторных попытках их показатели только улучшаются. Студенты же с низким уровнем самооценки отказываются от дальнейших попыток пересдать экзамен, преувеличивают свои трудности, избегают ситуаций, где они могли бы проявить себя, чаще страдают от одиночества.
В качестве блоков личности в этой теории выступают пять уровней потребностей человека по Маслоу.
Целостность личности достигается том случае, когда конгруэнтность между "реальным Я" и "идеальным Я" приближается к единице. Целостность личности - основное качество "полностью функционирующей личности".  Смысл воспитания и коррекции личности состоит в развитии целостной личности.
Целостная личность, во-первых, стремится к установлению хорошего психологического контакта со своими друзьями и близкими, к раскрытию им своих скрытых эмоций; во-вторых, четко знает, кто она есть на самом деле ("реальное Я") и кем бы оно хотело быть ("идеальное Я"); в-третьих, максимально открыто к новому опыту и принимает жизнь такой, какая она есть "здесь и сейчас"; в-четвертых, практикует безусловное позитивное отношение ко всем людям; в-пятых, тренирует в себе эмпатию к другим людям, то есть пытается понять внутренний мир другого человека и смотреть на другого человека его глазами.
Целостную личность характеризует:
1.    Эффективное восприятие реальности;
2.    Способность, простота и естественность поведения;
3.    Ориентация на решение проблем, на дело;
4.    Постоянная "детскость" восприятия;
5.    Частые переживания "пиковых" чувств, экстаза;
6.    Искреннее желание помочь всему человеучеству;
7.    Глубокие междуличностные отношения;
8.    Высокие моральные стандарты.
Таким образом, в рамках гуманистического подхода личность - это внутренний мир человеческого "Я", как результат самоактуализации, а структура личности - это индивидуальное соотношение "реального Я" и "идеального Я", а также индивидуальный уровень развития потребности в самоактуализации.


5. Когнитивная теория личности.

Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли (1905-1967). По  его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, - это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем.
Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз  будущих событий. Любое событие открыто для многократного интерпретирования. Главным понятием в этом направлении является "конструкт" (от англ. Сonstruct - строить). Это понятие включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря конструктам человек не только познает, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называются личностными конструктами (Франселла Ф., Баннистер Д., 1987). Конструкт - это своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя.
Келли открыл и описал главные механизмы функционирования личностных конструктов, а также сформулировал основополагающий постулат и 11 следствий. Постулат утверждает, что личностные процессы психологически канализированны таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Все остальные следствия уточняют этот основной постулат.
С точки зрения Келли, каждый из нас строит и проверяет гипотезы, одним словом, решает проблему, является ли данный человек спортивным или неспортивным, музыкальным или немузыкальным, интеллигентным или неинтеллигентным и т.д., пользуясь соответствующими конструктами (классификаторами). Каждый конструкт имеет "дихотомию" (два полюса): "спортивный и неспортивный", "музыкальный и немузыкальный" и т.д. Человек выбирает произвольно тот полюс дихотомического конструкта, тот исход, который лучше описывает событие, т.е. обладает лучшей прогностической ценностью. Одни конструкты пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время как другие обладают широким диапазоном применимости. Например, конструкт "умный-глупый" вряд ли годиться для описания погоды, а вот конструкт "хороший-плохой" пригоден фактически на все случаи жизни.
Люди отличаются не только количеством конструктов, но и их местоположением. Те конструкты, которые актуализируются в сознании быстрее, называются суперординатными, а которые медленнее - субординатными. Например, если, встретив какого-то человека, вы сразу оцениваете его с точки зрения того, является ли он умным или глупым, и только потом - добрым или злым, то ваш конструкт "умный-глупый" является суперординатным, а конструкт "добрый-злой" -  субординатным.
Дружба, любовь и вообще нормальные взаимоотношения между людьми возможны только тогда, когда люди имеют сходные констукты. Действительно, трудно представить себе ситуацию, чтобы успешно общались 2 человека, у одного из которых доминирует конструкт "порядочный-непорядочный", а у другого такого конструкта нет вообще. Конструктная система не является статическим образованием, а находится в постоянном изменении под влиянием опыта, т.е. личность формируется и развивается в течение всей жизни. В личности доминирует преимущественно "сознательное". Бессознательное  может относиться только к отдаленным (субординатным) конструктам, которыми при интерпретации воспринимаемых событий человек пользуется редко.
Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Однако он не считал,





1 2 3 4 5 6 7
informsky.ru