разновидности характера: морально-волевой, аморально-волевой, морально-абулический (абулия - отсутствие воли), аморально-абулический.
Человек, обладающий морально-волевым характером, социально активен, постоянно соблюдает социальные нормы и для их соблюдения прикладывает волевые усилия. Про такого человека говорят, что он решительный, настойчивый, мужественный, честный. Человек с аморально-волевым характером не признает социальных норм и все свои усилия направляет на удовлетворение своих собственных целей. Люди с морально-абулическим характером признают полезность и важность социальных норм, однако, будучи безвольными, часто, не желая того, в силу обстоятельств совершают антисоциальные поступки. Люди с аморально-абулическим типом характера безразличны к социальным нормам  и не предпринимают никаких усилий, чтобы их выполнять.
Самоконтроль - это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Данный блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и т.д. (Ковалев А.Г., 1965).
Все блоки личности действуют взаимосвязано и образуют системные, целостные свойства. Среди них основное место принадлежит свойствам личности. Эти свойства связаны с целостным представлением личности о  самой себе (самоотношение), о своем "Я", о смысле бытия, об ответственности, о предназначении в этом мире. Целостные свойства делают личность разумной, целенаправленной. Личность с выраженными  экзистенционально-бытийными свойствами является духовно богатой, цельной и мудрой.

Таким образом, в рамках деятельностного подхода личность - это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности - это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств личности.


9.    Диспозициональная теория личности.

Диспозициональная ( от англ. disposition - предрасположенность) теория имеет три основных направления: "жесткое", "мягкое" и промежуточное - формально-динамическое.
Главным источником развития личности, согласно этому подходу, являются факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния со стороны генетики, другие - со стороны среды.
"Жесткое" направление  пытается установить строгое соответствие между определенными жесткими биологическими структурами человека: свойствами телосложения, нервной системой и мозгом, с одной стороны, и определенными личностными свойствами - с другой. При этом утверждается, что как сами жесткие биологические структуры,  так и связанные с ними личностные образования зависят от общих генетических факторов. Так, немецкий исследователь Э. Кречмер установил связь между телесной конституцией и типом характера, а также между телосложением и склонностью к определенному психическому заболеванию (Кречмер Э., 1924).
Например, люди астенического телосложения (худые, с длинными конечностями, впалой грудью) несколько чаще, чем представители других типов телосложения, обладают "шизоидным" характером (замкнуты, необщительны) и заболевают шизофренией. Лица  пикнического телосложения (обильное жироотложение, выпуклый живот) несколько чаще, чем другие люди, обладают "циклотимическим" характером (резкие перепады настроения - от возвышенного до печального) и чаще заболевают маниакально-депрессивным психозом.
Английский исследователь Г. Айзенк предположил, что такая личностная черта, как "интроверсия-экстраверсия" (замкнутость-общительность) обусловлена функционированием особой структуры мозга - ретикулярной формации.У интровертов ретикулярная формация обеспечивает более высокий тонус коры, и поэтому они избегают контактов с внешним миром, - им не нужна излишняя сенсорная стимуляция. Экстраверты, наоборот, тянутся к внешней сенсорной стимуляции (к людям, острой пище и т.д.) потому, что у них пониженный тонус коры,  - их ретикулярная формация не обеспечивает корковые структуры мозга необходимым уровнем корковой активации.
"Мягкое" направление диспозициальной теории личности утверждает, что личностные особенности, безусловно, зависят от биологических свойств человеческого организма, однако от каких именно и насколько - не входит в круг их исследовательских задач.
Среди исследователей данного направления наиболее известным является Г. Оллпорт - основоположник теории черт. Черта - это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях. Например, про человека, который постоянно разговорчив и дома, и на работе, можно сказать, что у него выражена такая черта, как общительность. Постоянство черты обусловлено, по мнению Оллпорта, определенным набором психофизиологических характеристик человека.
Помимо черт Оллпорт выделял у человека особую надличностную структуру - проприум (от лат. proprium - собственно, " я сам"). Понятие "проприум" близко к понятию "Я" гуманистической психологии. В него входят высшие цели, смыслы, моральные установки человека. В развитии проприума основную роль  Оллпорт отводил обществу, хотя и считал, что черты могут оказывать косвенное воздействие на формирование тех или иных особенностей проприума.
Человека, имеющего развитый проприум, Оллпорт называл зрелой личностью (Оллпорт Г., 1998).
Формально-динамическое напрвление представлено в основном работами отечественных психологов Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына.  Основной отличительной особенностью данного направления является утверждение, что в личности человека существуют два уровня, два разных аспекта личностных свойств - формально-динамический и содержательный. Содержательные свойства личности близки к понятию проприума. Они являются продуктом воспитания, научения, деятельности  и охватывают не только знания, умения, навыки, но и все богатство внутреннего мира человека: интеллект, характер, смыслы, установки, цели и т.д.
По мнению диспозиционалистов, личность развивается в течение всей жизни.
Однако ранние годы жизни, включая период полового созревания, рассматриваются как наиболее важные. Данная теория предполагает, что люди несмотря на постоянные изменения  в структуре их поведения, обладают в целом определенными устойчивыми внутренними качествами (темпераментом, чертами). Диспозиционалисты считают, что в личности представлены как сознательное, так и бессознательное. При этом рациональные прогрессы более характерны для высших структур личности - проприума, а иррациональные для низших - темперамента.
Согласно диспозициональной теории, человек обладает ограниченной свободой воли. Поведение человека в известной степени детерминированно эволюционными и генетическими факторами, а также темпераментом и чертами.
Внутренний мир человека, в частности темперамент и черты, преимущественно объективен и может быть зафиксирован объективными методами. Любые физиологические проявления, в  том числе электроэнцефалолограмма, речевые реакции и т.д., свидетельствуют о тех или иных свойствах темперамента и черт. Данное обстоятельство послужило основой создания специального научного направления - дифференциальной психофизиологии, изучающей биологические основы личности и индивидуально-психологические различия (Теплов Б.М., 1990; Небылицын В.Д., 1990).
Среди "жестких" структурных моделей наиболее известной является модель личности, построенная Г. Айзенком, который отождествлял личностные свойства со свойствами темперамента. В его модели представлены три фундаментальных свойства, или димензии, личности: интроверсия-экстраверсия, нейротизм (эмоциональная неустойчивость) - эмоциональная стабильность, психотизм. Нейротизм - это свойства личности, связанные с высокой раздражительностью и возбудимостью. Невротики (лица с высокими значениями нейротизма) легко впадают в панику, возбудимы, беспокойны, тогда как эмоционально-стабильные люди уравновешенны, спокойны. Психотизм объединяет свойства личности, отражающие безразличие, равнодушие к другим людям, неприятие социальных нормативов.
Представители "мягкого" напрвления, в частности Г. Оллпорт, выделяют три разновидности черт:
1.    Кардинальная черта присуща только одному человеку и не допускает сравнений данного человека с другими людьми. Кардинальная черта настолько пронизывает человека, что почти все его поступки можно вывести из этой черты. Немногие люди обладают кардинальными чертами. Например, мать Тереза обладала такой чертой - она была милосердна, сострадательна к другим людям.
2.    Общие черты характерны для большинства людей в пределах данной культуры. Среди общих черт обычно называют пунктуальность, добросовестность и т.д. По мнению Оллпорта, таких черт у человека




1 2 3 4 5 6 7
informsky.ru