Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского


РЕФЕРАТ
Теории    происхождения государства
                              

Содержание
   
Введение   
Теории происхождения государства и права   
1. Теологическая или божественная теория  
2. Патриархальная теория   
3. Договорная теория  
4.Теория насилия   
5. Психологическая теория   
6. Расовая теория   
7. Органическая теория   
8.Материалистическая (классовая) теория   
Заключение   
Список использованной литературы   
   

Введение


Изучение процесса происхождения государства имеет не только познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства, особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития, позволяет лучше определять все свойственные ему функции, основные направления деятельности, более точно установить его место и роль в жизни общества и политической системы.
Среди теоретиков государства никогда не было раньше и в настоящее время нет единства, общности взглядов в отношении процесса происхождения государства. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государства. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникло не рабовладельческое, а феодальное государство.
Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства. Однако этого нельзя сказать, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.
В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства. Это вполне естественно и понятно, поскольку каждая из них отражает либо взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты процесса возникновения и развития государства.


Теории происхождения государства и права

       Важное значение, как в теоретическом, так и в практико-политическом отношении имеет изучение происхождения государства. Были созданы десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, даже тысячи самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства продолжаются и по сей день. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия. К числу наиболее известных и распространённых теорий относятся:
- теологическая (божественная),
- патриархальная,
- договорная,
- насилия,
- психологическая,
- расовая,
- органическая,
- материалистическая (классовая)


   1. Теологическая или божественная теория восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.
   На рубеже XII - XIII веков в западной Европе развивается теория "двух мечей". Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они возложили в ножны и оставили при себе, так как  церкви не пристало самой использовать меч. А второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и являются слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти "не от бога".
   Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко известного в просвещённом мире учёного-богослова Фомы Аквинского (1225 - 1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства аналогичен процессу сотворения богом мира.
   Религиозные учения о происхождении государства имеют хождение и сегодня. Наряду с ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в Древнем Риме о том, что на возникновение и развитие государства решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти. Среди них жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты. "Что послужило главной причиной упадка римского государства?" - спрашивает римский историк первого века до н. э. Гай Саллюстий Крисп в известной его работе "Заговор Кастилины". И отвечает: "упадки нравов, стяжательство, страсть к распутству, обжорству и прочим излишествам".
  После этого Саллюстий пишет, когда "трудом и справедливостью" возросло Римское государство, когда силою оружия были укрощены великие цари и смирились дикие племена, когда исчез с лица земли Карфаген - соперник Римской державы и "все моря, все земли открылись перед нами, судьба начала свирепствовать и всё перевернула вверх дном". Римляне, которые с лёгкостью и достоинством переносили лишения, опасности и трудности, не выдержали испытания досугом и богатством.
В начале, подмечает Саллюстий, развивалась жажда денег, за нею - жажда власти, и "обе стали как бы общим корнем всех бедствий". Так случилось потому, что корыстолюбие сгубило верность, честность и остальные добрые качества. Вместо них "оно выучило высокомерию и жестокости, выучило презирать богов и всё полагать продажным". Честолюбие многих сделало лжецами. Заставило "в сердце таить одно", а вслух говорить другое. Дружбу и вражду оценивать "не по сути вещей, а в согласии с выгодой, о пристойной наружности заботиться больше, чем о внутреннем достоинстве".
Всё сказанное о падении нравов населения окончательно подорвало моральные основы Римского государства, и оно было обречено. Так может случиться с любым государством. Нравы - положительные и отрицательные, добрые и злые - несомненно, играли и играют значительную роль в процессе становления и развития государства. Важную, однако, не решающую. Они являются скорее следствием, но не первопричиной, хотя и могут выступать на первый план.
  Как показывает исторический опыт, главные причины возникновения государства лежат вовсе не в сфере морали и религии. Они коренятся в области экономики и в социальной жизни людей.
  Научные исследования и выводы свидетельствуют о том, что государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных





1 2 3 4 5 6 7 8
informsky.ru