МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА"
Гуманитарный факультет
Предмет Государственно-конфессиональные отношения
Реферат на тему:
"Вероисповедальная политика в России в ХIХ века"          
2012

Содержание:
Введение
Глава 1. Государственно-конфессиональные отношения в России XIXв
Глава 2. Русская Православная миссия
Заключение
Список используемой литературы

Введение.
Русской Православной Церкви всегда была присуща исключительная активная роль в делах государства Российского. Еще в древнерусских княжеских Уставах, например, в Уставе Великого Князя Киевского Ярослава Мудрого, была отражена обязанность Церкви заботится об увеченных и вдовах, сиротах и бесприютных, и другие положения, отражающие роль Церкви.
Проблема роли  Церкви в жизни государства всегда вызывала жаркие споры. Нужна ли Церковь государству? Нужно ли государство Церкви? Как они должны соотносятся друг с другом? Должны ли взаимодействовать? Эти споры продолжаются до сих пор. Ввиду актуальности данной проблемы была написана данная работа. В ней хотелось бы рассмотреть прежде всего взаимоотношения Церкви и государства в России ХIХ века.
Объектом  исследования: взаимоотношения Русской Православной Церкви и России ХIХ века.
Целью данной работы является изучить вероисповедальную политику России ХIХ века.
Для достижения этой цели, были поставлены следующие задачи:
1)    Рассмотреть государственно-конфессиональные отношения в России ХIХ века.
2)    Рассмотреть Русскую православную миссию ХIХ века.
В работе были применены такие методы как:
1)    Исторический. Является ведущим методом в работе, поможет рассмотреть историю развития государственно-конфессиональных отношений в России ХIХ века.
2) Аналитический метод, позволил проанализировать необходимую литературу и проследить динамику развития государственно-конфессиональных отношений в России ХIХ века.

Глава1. Государственно-конфессиональные отношения в России XIXв.
На протяжении XIX в. положение Русской православной церкви определялось законами, принятыми еще при Петре I. Важнейшие статьи петровского "Духовного регламента" были включены в "Свод законов". В нем содержалось религиозное обоснование царской власти, и тем самым закреплялся давний союз церкви и государства. Однако официальной датой зарождения единоверия считается 27 октября 1800 года, когда были высочайше утверждены "Правила единоверия", составленные митрополитом Платоном, которые регламентировали порядок отношений единоверцев с Синодальной церковью нового обряда.  Закон объявлял православие "первенствующей и господствующей" в России верой. Император обязан был придерживаться только православного исповедания. Он объявлялся "верховным защитником и хранителем догматов господствующей церкви и блюстителем правоверия и всякого в церкви благочиния". Это давало правительству право распоряжаться церковными делами, вплоть до догматических вопросов, и преследовать религиозное инакомыслие.
Закон разрешал исповедовать в России все религии, если они лояльно относились к существующему порядку. Христианские исповедания имели преимущества перед нехристианскими, православие - перед всеми остальными. Закон разрешал переход из нехристианских исповеданий в христианские и из "инославных" (христианских не православных) - в православие. Переходы в противоположном направлении воспрещались.
Закон возлагал на церковь ведение актов гражданского состояния и требовал от всех православных непременно, хотя бы раз в год, исповедоваться и причащаться. О случаях упорного уклонения от этого духовенство должно было сообщать светским властям.
Митрополит Платон писал в 1800 году следующее: "Единоверие совершенным соединением с церковью признать нельзя, единоверие - раскол, единоверие - новшество" . В другом источнике XIX века иерарх господствующей церкви говорит: "И эту церковь (единоверческую) считаю каким-то непонятным учреждением, мало соответствующим на деле своей цели, унизительным для православной церкви и опасным, чтобы не породило разделение церквей и церковной иерархии ". Сами же единоверце также чувствовали свое "подвешенное" состояние, т.к. причащаться у единоверческого священника чаду Греко-Российской Церкви можно лишь в случае "крайней нужды". Затруднен был также переход из Синодальной Церкви нового обряда в единоверие, что и позволило сторонним наблюдателям делать следующие выводы: "При таком понятии об особенностях в обрядах единоверческой церкви, обнаруживается в них дух отчуждения от Православной Церкви, и более или менее неприязненное отношение к Православию и православным... Не отступая нисколько от правды, можно прямо сказать, что это полураскольники, ибо наши единоверцы не только разнствуют с православными в обрядах, но гнушаются обрядами, принимаемыми Православной Церковью, чуждаются православных священников и архиереев..." . Хотя первый пункт статей 1800 года снимал со старообрядцев, переходящих в единоверие, клятвы Собора 1666-67 гг., обе эти деноминации (Греко-Российская Церковь и единоверческая Церковь) относились друг к другу с недоверием. Масштаб этого явления некоторыми клириками господствующей Церкви осмысливался заключенным не только в рамках российской поместной Церкви.
Высшим органом церковного управления являлся Синод. Его члены назначались царем из видных иерархов. Все важнейшие постановления Синода подлежали "высочайшему" утверждению. Большую роль в церковном управлении играл синодальный обер-прокурор - светский чиновник, представитель царя в Синоде.
Со времен Петра I наблюдалось все более тесное сращивание церкви и государства. В конце концов, православная церковь превратилась в часть государственной машины. Но полного слияния не произошло. Церковь оставалась обособленной частью государственной машины. Союз церкви и государства имел внутренние противоречия. Церковь тяготилась гнетом светского чиновничества. Трения между Синодом и обер-прокурором никогда не прекращались.
При Павле I и Николае I каждому монастырю от казны был выделен небольшой земельный надел. Сверх этого они могли приобретать недвижимое имущество (даже в виде дара) всякий раз с особого "высочайшего" разрешения. Тем не менее, монастырское землевладение постепенно вновь стало расти. Увеличивались и денежные капиталы монастырей - в основном за счет многочисленных пожертвований.
Только небольшая часть белого духовенства получала государственное жалованье. Большинство же "питалось от алтаря", т. е. за счет платы за крещение, венчание и другие обряды. Сельское духовенство пользовалось церковными землями. Образ жизни деревенского священника мало отличался от крестьянского. Многие священники сами пахали землю, терпели унижения и обиды от помещиков. Митрополит Платон (Левшин), занимавший московскую кафедру на рубеже XVIII -XIX вв., с сожалением говорил, что он "застал свое духовенство в лаптях, да так и не успел обуть его в сапоги и ввести в гостиные. Священник оставался за порогом дворянских гостиных, где звучала непонятная ему французская речь ".
При Александре I духовные учебные заведения были объединены в одну систему. В то время в России действовали три духовные академии: Киевская, Петербургская и Московская, преобразованная из Славяно-греко-латинской академии. В 1842 г. была открыта духовная академия в Казани. В каждой епархии были созданы семинарии (средние духовные учебные заведения). Но лишь к середине века власти добились того, что на должности приходских священников стали назначаться лица с образованием не ниже семинарского.
До середины века православное духовенство составляло замкнутое сословие. Постороннему человеку трудно было стать священником. Существовал стойкий обычай, согласно которому приход передавался по наследству от отца к сыну или зятю. В западноевропейских странах в это время духовное сословие стало   превращаться   в   открытый   для   посторонних   корпус   профессиональных  проповедников.  Их

1 2 3 4
informsky.ru