Реферат по дисциплине "Менеджмент"
на тему:
"Внутрифирменное планирование и управление фирмой как субъектом рынка"

2013

Оглавление

Введение   
Глава 1. Предприятие как объект планирования  
Глава 2. Факторы, влияющие на выбор формы  планирования  
Заключение   
Список использованной литературы   

Введение

Эффективность работы предприятия  во  многом  зависит  от состояния  внутрифирменного планирования. Сложившаяся  на предприятиях  методология и методика планирования  базируется  на   концепции   централизованного народнохозяйственного  планирования, созданной применительно к  условиям бывшего  хозяйственного  комплекса  Советского Союза, и не в полной мере соответствует  хозяйственному  рыночному механизму.  Основные недостатки действующей в наше время системы  планирования сводятся к  следующему. Предприятия  необоснованно отказались  от  перспективного  планирования, мотивируя  это  неопределенностью условий  хозяйствования и динамизмом внешней  среды. Хотя  опыт  показывает, что организации,  планирующие свою деятельность,  функционируют более  успешно, чем организации, свою деятельность  не планирующие.  В  организации,  использующей планирование, отмечается увеличение  отношения  прибыли  к объему  реализации, расширение сферы деятельности,  повышение степени  удовлетворенности работой  специалистов и рабочих. Но на  сегодняшний  момент в  действующих организациях принимаемые  плановые  решения охватывают  период  не более года.  В  основном же планы разрабатываются  на  квартал  с  разбивкой заданий  по  месяцам.  Составляемые  планы носят фрагментарный характер,  не содержат  необходимых  разделов и показателей, что не  способствует целостности  и  комплексности планирования  и  снижает эффект от его применения в производственно-хозяйственной деятельности. Различные разделы текущих планов  разрабатываются на разной  исходной информационной базе, что  приводит  к рассогласованности  плановых  заданий  по различным областям  производственно-хозяйственной  деятельности и  структурным подразделениям  предприятия.  Составляемые  планы, будучи  по свое форме директивными,  не  содержат механизма корректировки в процессе  их реализации, не  выполняются, что  вносит  определенную дезорганизацию  в работу структурных подразделений  предприятия  и  подрывает  доверие исполнителей к  возможностям средств  и методов планирования,  снижает исполнительскую и финансовую дисциплину  и  ответственность  за конечные
результаты  деятельности  предприятия.  Создать организационный и экономический  механизм  управления предприятием в  условиях рыночной  экономики  без разработки  четкой системы   внутрифирменного   планирования,  устраняющей  указанные недостатки,  нельзя. Однако построение такой системы  - достаточно сложный  процесс, требующий  ресурсов, соответствующих навыков и  умения от  работников  предприятия, прежде  всего менеджеров,  которым приходится решать ряд сложных методологических и организационно-технических проблем, связанных с кардинальной  перестройкой  всех  элементов внутрифирменного  планирования, которое, кстати, всегда ориентируется на  данные  прошлого, но стремится  определить   и контролировать  развитие предприятия в  перспективе.  Поэтому надежность планирования  еще  зависит  от и  точности  фактических  показателей прошлого.

Глава 1. Предприятие как объект планирования

Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка - эти две ступени в иерархии управления жестко связаны между собой диалектическим единством внешней и внутренней сред фирмы.
Внешняя среда фирмы выступает как нечто заданное. Ее составляют:
- потребители;
- поставщики;
- капиталисты;
- наемные работники;
- государство (общество);
- конкурирующие фирмы;
- уровень технологического развития отрасли, в которой действует фирма;
- общая экономическая обстановка;
- политическая обстановка в мире и регионе.
Внутренняя среда фирмы является, по существу, реакцией на внешнюю среду.
Основные цели, которые ставит перед собой фирма, часто сводятся к одной обобщенной характеристике - прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:
- производство,
- маркетинг,
- НИОКР,
- финансовое управление,
- общее управление.
Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационных структурах. На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельности связаны основными информационными потоками в управлении предприятия. Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы с внешней средой иллюстрируется схемой Рисунке 1 .
Таким образом, внешняя среда предприятия представляет собою единую рыночную систему с частными рынками:
- потребления;
- научно-технической, экономической, политической информации;
- капитала;
- рабочей силы;
- сырья, материалов и комплектации.
Эти рынки и сама фирма в своей внутренней среде должны подчиняться определенным "правилам игры" - законодательным правилам и ограничениям.

Рисунок 1. Основные информационные и материальные потоки во внешней и внутренней сферах фирмы (НТП - научно-технический прогресс).






1 2 3 4
informsky.ru