Земская реформа 1864г.

Содержание

Введение
1.    Земская реформа
1.1. подготовка реформы
1.2. земские учреждения
1.3. власть земства
2.    Земства в пореформенной России
Заключение
Список используемой литературы

Введение.

Местное управление в дореформенный период строилось в полном соответствии с системой крепостнического хозяйствования. Центральной фигурой в нем оставался помещик, сосредоточивший в своих руках экономическую, административно-судебную власть над своими крестьянами. Император Павел I говорил: "У меня столько полицмейстеров, сколько помещиков в государстве".
Дореформенная система местного управления отражала преимущественно интересы дворянско-помещичьего класса. Преобладающие в ее деятельности принципы бюрократизма и централизма не учитывали реальных нужд местного населения, местной промышленности и торгового оборота. Картина усугублялась нерасчлененностью административных, судебных и хозяйственных правомочий, возлагавшихся на местную администрацию.
Проведение крестьянской реформы требовало неотложной перестройки системы местного управления. В ходе этой реформы правительство стремилось создать необходимые условия для сохранения власти в руках дворян-помещиков, и все дискуссии, связанные с преобразованием местного управления, велись вокруг этой проблемы. 
Если наиболее консервативные представители дворянства настаивали на создании открытых и существенных привилегий для своего класса в проектируемых земских органах, то группы либералов, ориентирующихся на капиталистический путь развития России, предлагали создать всесословные земские организации. Только в марте 1863г. специально созданная комиссия подготовила окончательные проекты положения о земских учреждениях и временных правил для них. 

1. Земская реформа.

Крестьянская реформа 1861г. стала первой в череде преобразования второй половины XIX в. Отмена крепостного права повлекла за собой переустройство всей государственной и общественной жизни страны. Крестьян объявили свободными людьми. Их наделили почти всеми правами, записанными в Своде законом Российской империи . Однако с началом правового уравнивания сословий закономерно возник вопрос: целесообразно ли сохранять и впредь раздельное самоуправление сословий, существовавшее со времен Екатерины II? Органы самоуправления были у дворян (дворянские корпорации), и у купцов (купеческие гильдии), а после реформы 1861г. - и у крестьян (сельское и волостное самоуправление). В 1864г. Александр II утвердил "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". В документе определялись права и обязанности новых органов единой внесословной системы местного самоуправления .
Земство имело в России глубокие исторические корни. Местное самоуправление и периодически созываемые на его основе земские соборы играли важную роль в российской политической истории вплоть до второй половины XVII в. Даже род Романовых воцарением обязан Земскому собору 1613 г. И только по мере укрепления царской власти, создания разветвленного государственного аппарата и мощной армии роль земщины постепенно сошла на нет.

1.1. Подготовка реформы.

Возвращаясь к земскому самоуправлению, царская власть отнюдь не собиралась реставрировать земство в его древнем виде. Местные органы самоуправления были признаны уменьшить давление на общество бюрократической пирамиды, которая уже с трудом поддавалась контролю сверху. Чиновничье-административную систему критиковали большинство общественных деятелей той эпохи. Многие  из них видели в бюрократии главный источник зла для России. Министр внутренних дел П.А. Валуев, типичный представитель бюрократии, писал в дневнике: "Везде преобладает у нас стремление сеять добро силою. Везде пренебрежение и нелюбовь к мысли, движущейся без особого на то приказания".   В марте 1859 г. при Министерстве внутренних дел была создана комиссия под представительством Н.А. Милютина, занимавшаяся разработкой проектов преобразования местных органов самоуправления. В апреле 1861 г. комиссию возглавил Валуев . С этого момента подготовка Земской реформы начала набирать темп. Ровно через год - в апреле 1862 г. - Совет министров уже обсуждал документы о реформе, в июне ее главные положения утвердил царь, а осенью о них информировали общественность. Дебаты о реформе прошли в дворянских собраниях, и в марте 1863 г. комиссия Валуева в основном завершили работу над двумя проектами: над "Положением о губернских и уездных земских учреждениях" и Временными правилами (для этих же учреждений). В мае - декабре проекты рассматривал Государственный совет, а 1 января 1864 г. законом о земских учреждениях вступил в силу .
Такова хроника главных событий в подготовке реформы. Но работа над ее документами проходила далеко не гладко и порой приобретала драматический характер. Инициатива власти в переустройстве уездных и губернских учреждений во многом отвечала требованиям времени: с одной стороны, общество предпочитало решать свои проблемы самостоятельно, без "государевой" опеки. С другой - государство теперь могло разгрузить административный аппарат, переложив значительную часть дел на органы самоуправления.
Сложились различные мнения о том, как следует реорганизовать местные органы самоуправления. И это не могло не отразиться на работе комиссии. Сложнее всего было четко определить, сколько власти доверить земству. Серьезные затруднения возникли, когда  сталкивались, противоположные точки зрения и членам комиссии не удалось прийти к компромиссу. И  тогда только личное вмешательство императора заставляло комиссию делать еще один шаг вперед.
Подобная ситуация возникла, когда комиссия Милютина два года не могла выработать общего мнения о статусе земских учреждений: будут они зависеть от государственных органов или нет. Ответ на этот вопрос дала уже комиссия Валуева. Земства пользовались определенной самостоятельностью, но государство оставляло за собой  право контроля над их деятельностью. Казалось бы, безвыходное положение сложилось и позже, на заключительном этапе подготовки реформы - при обсуждении ее документов в Государственном совете. Наряду с проектами, представленными комиссией Валуева, в Государственный совет поступили две записки - главноуправляющего II Отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии барона М.А. Корфа и бывшего представителя комиссии Н.А. Милютина.
В записках содержались по сути дела еще две концепции реформы. Разногласия, прежде всего, коснулись вопроса о представительстве различных сословий в земских учреждениях, а следовательно, и  избирательная система. Хотя правительство заявило о том, что земские учреждения будут всесословными, комиссия Валуева стремилась "сохранить за дворянством то значение, которое принадлежит ему на самом деле". В основу реформы был положен имущественный ценз ,  когда избирательный голос получает, в сущности, не человек, а его имущество. Тот, кто владеет имуществом, которое стоит меньше установленной законом суммы, не может участвовать в выборах. В  начале 60-х гг. XIX в. владельцам самого ценного имущества - земли - оставались дворяне, и реформа, таким образом, обеспечивала их приоритет в земских учреждениях. Корф предполагал отказаться от применения имущественного ценза среди крестьян и выбирать одного гласного (депутата) от 4 тыс. сельских жителей. Милютин предпринял попытку создать действительно всесословное представительство. Он настаивал на том, чтобы количество гласных определялось не на основании имущественного ценза, а по показателю численности населения (например, один гласный от 300 душ мужского пола уездного населения, а от городов - один гласный от тысячи душ мужского пола). При этом он вводил ограничения, которые не позволяли общему количеству гласных от городов превысить общее количество избранных от сельской местности, а количество гласных от помещиков - превысит количество представителей от остального сельского населения. Столкновение столь различных точек зрения поставило реформу на грань нажимом Александра II Государственный совет принял ряд поправок, смягчивших проект Валуева. В таком виде документы были утверждены императором.
1 2
informsky.ru